<<
>>

Воин.

Война стала мощным объединительным принципом, ее всевластие было настолько безраздельным, что пригасило национальные и затушевало ин­дивидуальные различия. Общая доля была мощным объединительным принци­

пом: «В некоторых местах позиции, например у взрывных камер, посты распо­ложены не далее чем в тридцати метрах друг от друга.

Иногда здесь завязыва­ются личные знакомства; Фрица, Вильгельма или Томми узнаешь по его манере кашлять, свистеть или петь»[240]. На участке передовой, где стояла рота Э. Юнге- ра, наблюдались случаи самочинного временного перемирия: «Когда на сле­дующее утро, насквозь промокший, я вышел из штольни, я не мог поверить своим глазам. Местность, носившая до сих пор на себе печать смертного запус­тения, приобрела ярмарочный вид. Солдаты обеих сторон выбрались из этой ужасающей жижи на брустверы, и уже на пространстве между проволочными заграждениями завязался оживленный обмен шнапсом, сигаретами, мундирны­ми пуговицами и прочими вещами. Масса фигур в хаки, до сих пор лишь из­редка показывающихся из английских окопов, ошеломляла, как призрачное ви­дение среди ясного дня»[241].

После войны представителям «окопного поколения» из ранее враждо­вавших стран зачастую легче было найти общий язык в общении между собой, чем в общении с «гражданскими». Принадлежность к воинскому товариществу давало Э. Юнгеру, как и многим его соратникам, ощущение причастности. Во­енный опыт сформировал представление автора о сообществе фронтовиков как об идеальном коллективе. Идеализация окопного содружества еще усилилась по возвращении домой, в мирную повседневность, связанного с отчуждением от мирной жизни. Это чувство усиливалось за счет ощущения своей ненужно­сти, трудностей с реинтеграцией в общество, место в котором было потеряно. Оказалось, что Родина, мысль о которой заставляла солдат сражаться все эти долгие четыре года, могла преспокойно обходиться и без них.

Эта потеря иллю­зий вела, по формулировке Э. Лида, к «реидеализации войны, где еще недавно велись сражения, к идеализации «фронтового товарищества», военной жизни и ее простоты»[242]. В отличие от французских и английских фронтовиков, испы­

тывавших схожие трудности с реинтеграцией в общество, для германских сол­дат оно еще более осложнялось из-за поражения в войне.

Фронтовые узы объединяли не только оставшихся в живых, но и павших товарищей. Символом этих уз стал неизвестный солдат[243][244], в фигуре которого соединилась «страсть к анонимности и поиск забвения», но и долг по отноше­нию к павшим. Фронтовое сообщество стало преодолением гуманистического представления о развитии свободной личности в его специфически немецком варианте и деформацией этого представления в период «рефлексивной модер­низации». В соответствии с этим представлением необходимым условием для полноценного развития личности был отрыв человека от практических и соци­альных связей, «одиночество и свобода». Это привело к культивированию сво­его «Я» и, одновременно, послужило препятствием для выработки коллектив­ной идентичности образованного слоя немецкого общества и стало причиной того, что в качестве такого объединяющего момента выступил институт госу-

243

дарства.

Солдаты первой мировой были скреплены общим опытом, который Э. Юнгер сравнивал с религиозным феноменом: нисхождением благодати. Про­шедший войну человек перерождался, ему открывалось нечто непостижимое рассудком. «Здесь, где собирались носители фронтового духа и воинский аван­гард, концентрировалась воля к победе, обретая форму в очертаниях суровых и закаленных лиц. Здесь оживала стихия, одухотворяющая дикую грубость вой­ны, здоровая радость опасности, рыцарское стремление выдержать бой. Но протяжении четырех лет огонь постепенно выплавлял все более чистую и бес­страшную воинскую касту»[245]. Этой «новой кастой» стал Воин, анонимный не­известный солдат, готовый жертвовать собой, с новым отношением к боли.

Уникальным новшеством, привнесенным войной во всю Европу, стало ужесто­чение жизни[246]. На этой войне впервые вошли в употребление стальные каски,

ставшие еще одним символом перерождения человека в эпоху техники: «Это был первый немецкий солдат, на котором я видел стальную каску, и он тотчас показался мне жителем некоего нового, таинственного и сурового мира. [...] Обрамленное кантом стальной каски, его неподвижное лицо и монотонный, со­провождаемый шумом фронта голос производил на нас жуткое впечатление. За какой-то короткий срок в чертах этого вестника, который должен был сопрово­ждать нас во властилище огня, запечатлелось клеймо, отличавшее его от нас

246 чем-то, чего нельзя было выразить словами».

В военных романах Э. Юнгера и в его публицистике происходит мифоло­гизация воина, радикализация его облика. Надежда на новую жизнь, зародив­шаяся в августе 1914 г., не исчезает на протяжении всей войны и выходит за ее рамки. Ожидание изменений, чувство общности, отказ от частной жизни про­шли испытание реальностью войны, они не перестали быть желанной целью и не казались иллюзорными. Они ушли во внутрь, т.е. были интернализованы. Объединения ветеранов стремились ритуализовать и сохранить позицию солда­та как человека, который существовал вне социальных категорий и статусных различий. Ветеран, пожертвовавший собой ради выживания Отечества, пре­тендовал на то, чтобы быть репрезентативной фигурой нации. Но долгое нахо­ждение вне условностей общества, вне класса и других категорий социальной дифференциации препятствовало его активному участию в послевоенной поли­тической и общественной жизни. Фронтовик был далек от реальной политики. Политический активизм был призывом стать инструментом судьбы. Но солдат

247 вступил из мира, «где все определяло дело, в мир, где все определяло слово». Возможно, именно из-за того, что Э. Юнгер преувеличил политический потен­циал фронтовиков, и не был услышан его призыв «Сомкните ряды», обращен­ный преимущественно к членам «Стального шлема».

Как следствие произошел отход Э. Юнгера от фронтовых союзов, его обращение к анархизму, особенно [247][248]

заметный в «Авантюрном сердце» с его типажами «Desperado» и «Dynamitero» - взрывоопасных, близких к элементарным силам людей[249].

Военное переживание стало основой целого ряда произведений Э. Юнге- ра 1920-х гг. На протяжении нескольких лет воин был надеждой Э. Юнгера на осуществление нового мира, был глашатаем «нового» национализма. Более то­го, воин, солдат, фронтовик был основной читательской аудиторией книг и ста­тей автора. Лишь получив отповедь от руководителя «Стального шлема», Э. Юнгер осознал, что фронтовики были слишком консервативной аудиторией, не подходящей для осуществления его революционных чаяний, не имевших к то­му же четкой практической формы. Обратившись к тематике перетекания воен­ного в мирное время, войны - в работу, Э. Юнгер синтезировал два типа этой эпохи масс и машин, создав тип Рабочего. «Солдатский» или «новый» национа­лизм был преодолен Э. Юнгером. В конце 1920-х гг. проект «тотальной моби­лизации», предусматривающий появление типа Рабочего, по сути идентичного типу Воина, начал обретать более четкие контуры. Воины как ограниченная масса влились во всеобъемлющую массу Рабочих. Рабочий - это каждый на своем посту. Кульминация типов происходит в вожде. Вождь - первый солдат, первый рабочий.

II.2.

<< | >>
Источник: Гузикова Мария Олеговна. «ТОТАЛЬНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ» ЭРНСТА ЮНГЕРА КАК ПРОЕКТ МОДЕРНОСТИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Екатеринбург - 2004. 2004

Еще по теме Воин.:

  1. Басова Алла Викторовна. КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП РАВЕНСТВА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НЕЗАВИСИМО ОТ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов - 2017, 2017
  2. Чирнинов Алдар Мункожаргалович. ДОКАЗЫВАНИЕ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕБНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОЕДИНЁННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Диссертация на соискание учёной степени кандидата юридических наук. Екатеринбург - 2018, 2018
  3. Чуклин Александр Владимирович. Дополнительные гарантии реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, устанавливаемые субъектами Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Челябинск - 2018, 2018
  4. ЧУЛИЧКОВА Евгения Владимировна. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОИ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА КАЖДОГО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Екатеринбург —2018, 2018
  5. ИБРАГИМОВ АРТУР ГАСАНГУСЕЙНОВИЧ. Ассоциативные формы сотрудничества субъектов Российской Федерации: конституционно-правовое исследование. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Казань - 2018, 2018
  6. РОСТОВА Мария Владимировна. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СВОБОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ И НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Д И С С Е Р Т А Ц И Я на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Орел - 2017, 2017
  7. СТАРКИН Никита Юрьевич. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН НА ОБЪЕДИНЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Пенза 2018, 2018
  8. Трифонов Виталий Анатольевич. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН НА РАВНЫЙ ДОСТУП К ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Санкт-Петербург 2018, 2018
  9. Воронцова Мадлена Алекзандровна. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Санкт-Петербург - 2018, 2018
  10. Задорина Мария Андреевна. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПPABO НА СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ. Диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Екатеринбург —2018, 2018
  11. Гарганеева Ксения Витальевна. ЯВЛЕНИЕ МОТИВАЦИИ СЛОВ В СОЦИО - ВОЗРАСТНОМ АСПЕКТЕ. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Томск -1999, 1999
  12. ЮРЬЕВА Ирина Сергеевна. Семантика глаголов имѣти, хотѣти, начати (почати) в сочетаниях с инфинитивом в языке древнерусских памятников XII-XV вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Москва - 2009, 2009
  13. Свиридов Илья Тимурович. Особенности приобретения права частной собственности на землю в городах федерального значения: на примере города Москвы. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва - 2014, 2014
  14. Дюкина Вероника Раисовна. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ АДВОКАТСКИХ УСЛУГ В ПРАВЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва - 2014, 2014