<<
>>

Соображения Правления Воронежской Духовной Семинарии по вопросу об изменениях в строе духовных Семинарий

Специальные богословские классы должны существовать отдельно от общеобразовательной средней школы духовного ведомства, в отдельном помещении с особой администрацией и отдельными преподавателями, причем желательно, чтобы должность преподавателя соединялась с должностью воспитателя при особом окладе жалованья и при квартире в здании общежития, так чтоб учитель- воспитатель и жил вместе с учениками богословских классов.

2. Учебно-воспитательный режим должен быть строго церковным.

3. Школа богословская находится в ведении Епархиального Преосвященного и пользуется его особым попечением и вниманием.

4. В богословские классы имеют доступ все лица, получившие общее среднее образование и аттестованные с лучшей стороны по поведению; а также предоставляется право поступления в богословские классы по экзаменам лицам и не получившим полного среднего образования, но расположенным и способным к прохождению богословских наук.

5. Курс богословской школы должен быть двухгодичный, чтобы он по своей сравнительной непродолжительности выгодно отличался от курсов высших учебных заведений. При этом нужно иметь в виду, что при некотором увеличении числа недельных уроков курсы богословских наук свободно могут быть пройдены в два года по следующему расписанию:

Предмет Первый год обучения Второй год обучения
Священное Писание Ветхого Завета 6 2
Священное Писание Нового Завета 3 6
История Церкви общ. и русской 6 5
Догматическое богословие 3 3
Нравственное богословие 3
Литургика 2 2
Г омилетика 2 2
Каноническое право 2 1
Г реческий язык 1 1

Предмет Первый год обучения Второй год обучения
Педагогика 1 1
Церковное пение 1 1
Итого 27 27

6.Все воспитанники богословских классов оканчивают курс с правом кандидата на священство и с правом поступления в духовные академии.

7.Выход по окончании богословской школы в светское ведомство возможен, но под условием уплаты всей суммы, затраченной на обучение и содержание воспитанника.

1.Первые 4 класса существующей семинарии должны равняться старшим четырем классам гимназии Министерства Народного Просвещения при отдельном существовании от духовных училищ, равняющихся первым четырем классам тех же гимназий.

2.В первых четырех классах преподаются следующие предметы и по такому расписанию:

Предмет I класс семинарии/ 5 класс гимназии II класс семинарии / 6 класс гимназии III класс семинарии / 7 класс гимназии IV класс семинарии / 8 класс гимназии
Чтение и объяснение Евангелия 2 2
Введение в богословие 2 2
Словесность и история литературы 3 3 3 2
Логика, психология и история философии 5 6
Всеобщая и русская гражданская истории 3 4 3 3
Латинский язык 3 3 1 1
Г реческий язык 2 2 1 2
Новые языки 6 6 2 2
Алгебра, геометрия и тригонометрия 5 4 3 2
Физика с космографией 4 4
Итого 24 24 24 24

3. Сроки для сочинений желательно увеличить.

4. Учебно-воспитательный режим должен соответствовать духовной школе; воспитателями должны быть учителя при квартире в общежитии.

5. Отношение Епархиального Архиерея к преобразованной семинарии такое же, какое определено уставом духовных семинарий 1867 г.

6. Педагогическое собрание Правления семинарии избирает кандидатов на должность Ректора и Инспектора, которые представляются на утверждение Святейшего Синода местным Архиереем на отдельный срок - на 6 лет.

7. Если Правление Семинарии будет иметь в виду кандидатов, то ему предоставляется право рекомендовать таковых и на должности учителей.

8. Оклад жалованья и пенсии учителям должны быть не ниже оклада учителей светских школ и при этом желательно, чтобы чрез каждое пятилетие оклад этот увеличивался, что может служить поощрением и поддержкою на службе. Младший оклад должен быть не меньше 1200 руб. за 12 и менее уроков. Назначить также особую плату за классное наставничество учителям - воспитателям и за чтение сочинений пропорционально количеству отделений в классах Семинарий.

9. Правлению Семинарии желательно предоставить автономное право в учебно-воспитательном отношении, причем дела по педагогическому собранию, решенные единогласно или большинством двух третей, предоставляются Епархиальному Архиерею только к сведению, прочия же дела на утверждение.

10 В распорядительном собрании Правления желательно увеличение из педагогического персонала числа членов не менее трех.

11. В семинарские классы поступают из духовных училищ без экзамена.

12. Школа должна быть всесословною без ограничения для иносословных.

Особое мнение у преподавателей Георгия Можарова, Петра Шарова, Ивана Филоновского

С проектом семинарии не согласны, так как предлагаемый проект стремится выделить или, вернее сказать, выбросить из учебной программы семинарии богословский элемент и разрушить или уничтожить самый тип семинарии. Вместо ныне существующей семинарии проект предлагает два самостоятельных учебных заведения. Из первых четырех классов семинарии он создает гимназию, а последние два класса семинарии преобразуются в особую богословскую школу.

Такой проект явно порывает всякую связь со всеми традициями нашей духовной школы.

1) Тип нашей школы, то есть семинарии, испытан в течении целого столетия. Из семинарий выходили всегда, не говоря уже о блестящих и редких ее питомцах, рядовые замечательно трудолюбивые и полезные деятели, ценимые во всех ведомствах и на всех поприщах служения. В этом отношении никакая другая школа до сих пор не могла соперничать с нею. Прекрасной иллюстрацией к этому может служить замечательный факт из области судебного ведомства. Все мы знаем, как четыре года тому назад судебная палата и окружные суды вынуждены были признать неуменье кандидатов на судебные должности логически излагать свои мысли и правильно излагать их на бумаге. И это обнаружилось как раз после того, когда ученики семинарий в течение двух десятилетий не имели доступа в университет. Раньше же этого лучшими работниками в этом ведомстве были именно семинаристы.

Вот почему основной тип нашей школы мы считаем необходимым сохранить и на будущее время.

2) Проект не хочет считаться со специальной задачей семинарий - подготовлять достойных и вполне образованных пастырей церкви. Превратив четыре класса семинарии в совершенно светскую школу, в которой не будет преподаваться даже основной богословский предмет - Священное Писание, проект всех наших учащихся направляет к поступлению в высшие светские учебные заведения, а не к пастырству.

Для подготовки же пастырей церкви хочет создать какую-то специальную убогую школу, наполняя ее лицами, с одной стороны, неподготовленными к слушанию богословских наук, хотя и получивших светское среднее образование, с другой - простыми начетчиками, не получившими вообще правильного систематического образования. Такая постановка дела неизбежно поведет к снижению умственного уровня кандидатов священства.

3) Создавая взамен семинарии два учебных заведения с отдельной администрацией, с особым штатом преподавателей и вообще с особым строем, в отдельных даже помещениях, проект, во-первых, непроизводительно увеличивает расходы на содержание этих учебных заведений, а во-вторых, и это самое главное, ведет к тому, что общеобразовательные четырехклассные семинарии лишатся прав на получение местных церковных средств для своего содержания, так как они не будут отвечать своему прямому назначению - подготовлять пастырей Церкви.

По нашему мнению, основной тип семинарии не должен изменяться.

1) Семинария должна быть по преимуществу шестиклассной и главной своей задачей и целью должна ставить приготовление учащихся к пастырскому служению и к высшему богословскому образованию.

2) Средствами к достижению указанной цели должны служить: а) широко поставленный и значительно против нынешнего измененный общеобразовательный курс наук в первых четырех классах; б) тесно связанный с ним и на нем обоснованный курс богословских наук в последних двух классах, соответственно тому как это было по уставу семинарий 1867 г. Правильным мы считали бы дать более широкую постановку философским предметам, словесности и физике за счет уроков по древним языкам. Изучение новых языков желательно в четырех первых классах семинарии. Математика и гражданская история должны оставаться по расписанию устава 1867 г., из богословских предметов в первых четырех классах обязательно должно изучаться Священное Писание. Прочие богословские предметы изучаются в последних двух классах, как это было по уставу 1867 г. Но при этом практическое руководство для пастырей следует заменить двумя науками - пастырским богословием и каноническим правом.

3) Общеобразовательный курс первых четырех классов семинарии при такой постановке ничем не будет уступать гимназическому курсу, а по философской подготовке будет иметь даже всякое преимущество пред ним.

Такой общеобразовательный курс даст возможность ученикам, не желающим получать богословское образование, поступить в светские высшие учебные заведения из четвертого класса. И желательно, чтобы ученикам четвертого класса было предоставлено это право как это было при действии устава 1867 г.

Воронеж 10 февраля 1906 г. Преподаватели: Георгий Можаров, Петр Иванов, Иван Филоновский.

Источник: РГИА. Ф. 802. Оп. 16. Д. 173. Л. 29-32 об.

Приложение 5

Численность сектантов и старообрядцев в Воронежской губернии
Наименование

города/уезда

187 0 год 1889 1902 1904 1906 1908 1910 1912
старообрядцы сектанты старообрядцы сектанты старообрядцы сектанты старообрядцы сектанты старообрядцы сектанты старообрядцы сектанты старообрядцы сектанты старообрядцы сектанты
г. Воронеж 180 105 3 97 4 45 63 72 96 90
у. Воронежский 991 3177 3562 4017 3658 28 3884 34 4125 16 4720 68
г. Бирюч
у. Бирюченский 314 374 418 356 430 456 628 458 20
г. Бобров 1
у. Бобровский 282 1112 457 861 654 898 728 965 549 952 467 1052 603 1506 622
г. Богучар 9 5 8 10 19 22
у. Богучарский 401 718 776 184 887 337 715 612 910 566 781 526 894 553
г. Валуйки
у. Валуйский 4616 43 5075 4426 4316 4609 1 4640 1 5049 6 4727 10
г. Задонск
у. Задонский
г. Землянск
у. Землянский 3 11
г. Коротояк
у. Коротоякский 2055 2457 2378 75 2244 80 2647 731 2803 526 3285 586 2268 1398
г. Нижнедевицк
у. Нижнедевицкий
г. Новохоперск


Наименование 187 0 год 1889 1902 1904 1906 1908 1910 1912
города/уезда старообрядцы сектанты старообрядцы сектанты старообрядцы сектанты старообрядцы сектанты старообрядцы сектанты старообрядцы сектанты старообрядцы сектанты старообрядцы сектанты
у. Новохоперский 165 1279 64 2918 178 3666 676 2718 188 3973 207 3973 178 4727 216 4949
г. Острогожск 3
у. Острогожский 1 6 26 6 13 27 59
г. Павловск 3
у. Павловский 582 380 390 452 460 447
Всего в губернии 9004 1323 13082 3960 12696 4978 13447 4293 13283 5897 13940 6019 15226 6925 14928 8126

Примечание: Численность указана в лицах обоего пола.

Источник: Памятная книжка Воронежской губернии на 1870-1871 гг. Воронеж, 1871. С. 50-51; Памятная книжка Воронежской губернии на 1891 г. Воронеж, 1892. С. 94; Обзор Воронежской губернии за 1902 г. Воронеж, 1903. С. 43; Обзор Воронежской губернии за 1904 г. Воронеж, 1905. С. 54; Обзор Воронежской губернии за 1906 г. Воронеж, 1907. С. 45; Обзор Воронежской губернии за 1908 г. Воронеж, 1909. С. 60; Обзор Воронежской губернии за 1910 г. Воронеж, 1911. С. 57; Обзор Воронежской губернии за 1912 г. Воронеж, 1913. С. 56.

Приложение 6

Устав «Бюро забастовавших семинаристов» и требования воспитанников Воронежской Духовной Семинарии в ходе волнений в учебном заведении в 1905 и 1912 гг.

<< | >>
Источник: Иконников Сергей Анатольевич. ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ЕПАРХИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. 2015

Еще по теме Соображения Правления Воронежской Духовной Семинарии по вопросу об изменениях в строе духовных Семинарий:

  1. ТРЕБОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ В ХОДЕ ЗАБАСТОВКИ 1905 ГОДА
  2. §3. Участие детей духовенства в общественно-политическом движении. История волнений в Воронежской духовной семинарии
  3. Проведение тематических конференций и семинаров.
  4. Ситуация-выбор «Духовное донорство»
  5. § 1. Духовно-телесный состав.
  6. 4). Духовный кризис
  7. Неправославные конфессии в рамках министерства духовных дел и народного просвещения. Деятельность А.Н. Голицына по объединению церквей.
  8. § 3. Правовое положение медицинского и духовного персонала в процессе вооруженных конфликтов
  9. Апогей мистико-космополитической идеологии. Создание министерства духовных дел и народного просвещения.
  10. Жизнь А.Н. Голицына после отставки с поста министра духовных дел и народного просвещения.
  11. А.Н. Голицын во главе Св. Синода и Главного управления духовных дел иностранных исповеданий (1812 - 1817). Веротерпимость князя и ее границы.
  12. 5.1. Духовна культура як основа професійної культури юриста
  13. §1. Воронежская епархия во второй половине XIX - начале XX века
  14. § 4. Закрепление формы правления в Конституции Республики Казахстан
  15. § 1. Развитие представлений о форме правления в истории политико-правовой мысли
  16. § 3. Основные этапы развития формы правления в Республике Казахстан