<<
>>

Степень изученности темы

По истории приходского духовенства Воронежской епархии второй половины XIX - начала XX века не создано ни одного специального исследования. Тем не менее в отечественной исторической науке имеется немало работ, посвященных самым разным аспектам жизни Российской православной церкви в изучаемое время, в том числе и прошлому духовенства.

В историографии темы следует выделить три четко выраженных периода: дореволюционный, советский и современный.

Начало пристальному изучению социального положения приходского духовенства в России положили преобразования императора Александра II. Реформы, инициированные правительством, явились импульсом к деятельному обсуждению целого ряда внутриполитических проблем. Не самое последнее место занимал вопрос о положении русского приходского духовенства, его правах и обязанностях, трудностях и необходимых изменениях в материальном и социальном статусе. Одним из первых, кто серьезно заговорил о необходимости перемен в жизни духовенства, был священник И. С. Беллюстин. В 1858 г. в Лейпциге вышла его книга (без разрешения автора, изданная М. П. Погодиным) под названием «Описание сельского духовенства»[3] [4]. Появление данного сочинения не было случайным. Оно олицетворяло собой всю ту совокупность трудностей, с которой приходилось сталкиваться священно-церковнослужителям в своей ежедневной деятельности. Рефреном книги послужили слова И. С. Беллюстина: «Грустно и больно смотреть, до чего унижено и подавлено у нас сельское духовенство»[5]. По мнению автора, власти следовало обратить самое серьезное внимание на материальное и социальное положения священнослужителей, инициировать ряд существенных реформ. Появление сочинения И. С. Беллюстина вызвало значительный интерес к теме русского приходского духовенства. Многим казалось, что материал, представленный автором, не вполне совпадал с действительным положением дел. Оппонировать священнику вызвался Н. В. Елагин, в 1859 г. опубликовавший свое сочинение о проблемах приходского духовенства[6] [7] [8]. С точки зрения Н. В. Елагина, И. С. Беллюстин чрезмерно сгущал краски. Положение духовенства действительно требовало изменений, но все-таки не было столь плачевным.

Однако ни книга И. С. Беллюстина, ни труд Н. В. Елагина не являлись полноценными исследовательскими работами. В данных сочинениях изучение актуальных тем сочеталось с описанием личного опыта, проблем, с которыми сталкивались в повседневной жизни сами авторы. Именно поэтому необходимо отметить не только исследовательский, но и источниковый характер обозначенных работ. Заслуга данных сочинений заключалась в том, что они явились своего рода толчком к изучению проблем приходского духовенства.

В 1860-е годы появляется одно из первых исследований, автор которого попытался сравнить положение мирского и монашествующего духовенства в рассматриваемое время. Речь идет о сочинении профессора Санкт-Петербургской духовной академии Д. И. Ростиславова , который хотел показать те «разные беспорядки», имевшие место в жизни духовного сословия России. Серьезной критике подвергались самые разнообразные стороны жизни церкви: начиная от быта духовенства, заканчивая вопросами образования и епархиального управления.

Первым полноценным сочинением, посвященным истории приходского духовенства в России, следует считать работу профессора Казанской духовной академии П. В. Знаменского (1836 - 1917) «Приходское духовенство в России со

о

времени реформ Петра», изданную в Казани в 1872 г. В монографии рассматривается российское законодательство, касающееся церковной сферы, анализируются государственные мероприятия в отношении духовенства, а также освещаются основные аспекты жизни церковного клира и их семей в синодальную эпоху. Благодаря привлечению большого количества источников работа представляет значительный интерес для современных исследователей, несмотря на то, что она доведена лишь до середины XIX века.

В 1873 г. в свет вышел труд, представляющий немалый интерес по истории церковных преобразований эпохи Александра II. Речь идет о сочинении священника А. Ф. Лаврова-Платонова[9]. В книге рассматривается проект церковносудебной реформы, предложенный обер-прокурором Святейшего Синода Д. А. Толстым. Достаточно внимательному историческому и богословскому изучению подвергся вопрос о соотношении светского и церковного начал в духовном суде. В историографическом плане сочинение интересно рассмотрением текущего на тот момент положения дел в духовно-судебной сфере Российской православной церкви.

В 1880-е годы появились исследования, посвященные вопросам церковной политики императора Александра II. Предпринимались попытки обобщить и проанализировать завершенные или еще только начатые преобразования в ведомстве православного исповедания. Пристальное внимание уделялось вопросам законодательства и изменениям в материальном положении духовенства, произошедшим в результате деятельности Особого присутствия по делам православного духовенства. Из подобных работ следует упомянуть о труде экстраординарного профессора Казанской духовной академии В. В. Миротворцева[10]. Небольшая работа автора представляет собой речь, произнесенную в 1880 г. в Казани на годичном выпускном акте духовной академии. На наш взгляд, интересным в сочинении Миротворцева является не столько подробный анализ мероприятий, предпринятых правительством по отношению к церкви, сколько сравнительная характеристика положения духовенства до реформ Александра II и после них.

Не менее интересной работой, посвященной мероприятиям Александра II в деле преобразования различных сторон церковной жизни, является сочинение

Н. П. Руновского[11] [12] [13]. Данное исследование в целом посвящено тем же вопросам, что и труд В. В. Миротворцева, отличаясь от последнего более подробным анализом хода преобразований и предлагаемых в то время проектов реформы.

Существенное значение для понимания правового и материального положения духовенства во второй половине XIX - начале XX века имеет очень популярный среди дореволюционных священников труд П. П. Забелина . Работа состоит из трех частей и представляет собой подробный анализ всех прав и обязанностей священно-церковнослужителей по каноническому праву и светскому законодательству. Труд П. П. Забелина до революции использовался в качестве справочного пособия. Помимо сочинения П. П. Забелина вопросам гражданского и церковного законодательства, касающимся быта и правового положения духовенства, были посвящены работы Д. Андреева, Т. В. Барсова, А. М. Богословского, Я. И. Ивановского, И. О. Милованова, А. Е. Никольского, а также курсы церковного права А. С. Павлова, Н. С. Суворова, И. С. Бердникова .

Ввиду того что вопросы материального благополучия духовенства стояли на первом месте в программе так называемой церковной реформы, проблемам быта и финансового обеспечения клириков так же было посвящено немало сочинений. Среди таких работ интерес представляют исследования Н. И. Григоровича, свящ. Г. М. Любимова, А. И. Лотоцкого, прот. В. И. Кедрова[14]. В трудах этих авторов характеризовалось реальное положение материальной стороны жизни православных клириков, предлагались возможные варианты преодоления бедственного положения священно-церковнослужителей. В качестве панацеи от тяжелого финансового состояния клириков рекомендовались самые разные меры: от необходимости введения жалованья до законодательного закрепления обязательства за прихожанами обеспечивать существование своих пастырей. Немало внимания в обозначенных работах уделялось и несовершенству имперского законодательства в деле обеспечения духовенства.

Из обобщающих исследований по истории церкви синодального периода интерес представляет сочинение С. Г. Рункевича «Русская церковь в XIX веке»[15].

С. Г. Рункевич (1867-1924) был видным церковным деятелем рассматриваемого времени, занимал должность обер-секретаря Святейшего Синода, являлся членом Учебного комитета при все том же Синоде. Ввиду этого информация, собранная в книге С. Г. Рункевича носит не только исследовательский, но и источниковый характер (особенно когда речь идет о второй половине XIX века). Работа состоит из двух частей (посвященных первой и второй половинам XIX века соответственно) и рассматривает такие важные аспекты церковной истории, как материальное и социальное положение русского духовенства, основные мероприятия в законодательной сфере, просвещение и образование, ереси и расколы, миссионерское и социально-благотворительное служение. Работа позволяет проследить развитие государственного законодательства в сфере религиозной политики, основные события, повлиявшие на жизнь православной церкви в пореформенной России, а также получить сведения о ходе церковной реформы Александра II.

При рассмотрении дореволюционной историографии приходского духовенства нельзя не упомянуть и об общем курсе по синодальной истории Российской православной церкви А. П. Доброклонского[16] [17] [18]. Сочинение А. П. Доброклонского - это популярное учебное пособие для духовных школ, достаточно кратко и емко передающее основные события церковной и гражданской отечественной истории, в том числе события XIX века.

В 1884 г. духовенство высочайшим манифестом было призвано к энергичной деятельности на поприще народного просвещения. При приходских церквях начали в большом количестве открываться церковно-приходские школы. Светская печать, многие земские деятели обрушивались на церковные школы с критикой, отмечая их неосновательность. Православные авторы, в свою очередь, проводили исследования, в которых анализировали роль священно-церковнослужи- телей в повышении уровня народного образования. К таковым исследованиям можно отнести работу Ф. В. Благовидова .

Применительно к теме данного диссертационного исследования важными являются сочинения воронежских деятелей, активно работавших на поприще церковно-просветительского служения - П. В. Никольского, священников И. Попова, В. Васильева . В работах подводится итог двадцатилетних трудов воронежского приходского духовенства по открытию школ, ведению просветительской деятельности среди населения. Представленные в сочинениях материалы интересны не только как профессиональные исследования, но и как своеобразные исторические источники по теме, так как сами авторы стояли непосредственно у истоков школьного дела в губернии.

1890-е годы были ознаменованы выходом в свет сравнительного исследования по истории Российской православной церкви в синодальный период. Речь идет о сочинении И. В. Преображенского[19] [20]. Работа наглядно демонстрирует, насколько существенно изменилась церковь за относительно небольшой отрезок времени в 50 лет. На основе широко используемого статистического материала И. В. Преображенский иллюстрирует основные вехи в истории церкви за указанное время. Автор пытался показать, как инициированные правительством во второй половине XIX века мероприятия сказались на состоянии церкви в целом и приходского духовенства в частности. Работа до сих пор представляет значительный интерес для исследователей истории синодального периода.

Следует заметить, что в дореволюционной историографии имеется совсем мало трудов, посвященных обзору и характеристике положения православного духовенства в годы правления императора Александра III. К подобного рода сочинениям следует отнести объемный коллективный труд под названием «Обзор деятельности ведомства православного исповедания за время царствования императора Александра III» , вышедший в свет в 1901 г. Книга является официальным изданием Святейшего Синода. Авторы предприняли попытку рассмотреть мероприятия правительства Александра III в области церковного управления, суда, материального обеспечения церквей, монастырей и православных священно- церковнослужителей. Данную работу сложно назвать полноценным исследованием ввиду отсутствия должного критического подхода к изучаемым источникам. Однако для современных ученых она, безусловно, представляет интерес, так как позволяет взглянуть на церковную политику Александра III целостно, в едином историческом контексте.

В 1902 г. священник Ф. Титов издал небольшую работу - реферат своего выступления в Киевской духовной академии по поводу выхода в свет «Обзора деятельности ведомства православного исповедания за время царствования императора Александра Ш» , в котором развивал мысли официального издания. Священнослужитель полагал, что время правления Александра III навсегда войдет в историю Российской церкви как период несомненно положительных достижений в самых разных областях жизни духовенства и мирян.

Вопросам церковной политики в годы правления Александра III посвящены также труды И. Г. Айвазова , опубликованные в 1913 и 1914 гг. Автор внимательно рассматривал мероприятия, предпринятые в ведомстве православного исповедания в годы царствования царя-миротворца, уделяя внимание положению духовенства в указанное время. Особую ценность для современных исследователей имеет осуществленный И. Г. Айвазовым труд по систематизации и исторической интерпретации церковного законодательства эпохи Александра III, в том числе и по вопросам, связанным с жизнью приходских священно-церковнослужи- телей.

Начало XX века в истории России было ознаменовано оживленной дискуссией вокруг вопроса о необходимости проведения дальнейших преобразований не только в политической, но и в церковной сфере. Революционные события, всколыхнувшие страну в 1905-1906 гг., побудили мыслящую часть общества задуматься о причинах постепенного упадка авторитета духовенства не только среди интеллигенции, но и среди крестьянского населения. В прессе всерьез заговорили о необходимости серьезных изменений в положении духовенства и приходов как средоточия религиозной жизни церкви. 19 января 1906 г. было создано Предсо- [21] [22] борное присутствие - орган, в задачу которого входила подготовка проектов будущих реформ с целью их дальнейшего обсуждения на Всероссийском Поместном соборе. В богословской науке того времени появляются работы, изучавшие наиболее острые проблемы в жизни отечественной церкви и варианты их решений.

К числу такого рода сочинений можно отнести труды Н. Д. Кузнецова - известного в то время в России юриста. Они были специально подготовлены для прочтения на заседаниях Предсоборного присутствия. Автор внимательно рассмотрел вопросы материального и правового положения приходского духовенства, предложил возможные пути реализации предполагавшихся преобразований в этих сферах. Аналогичные цели преследовали В. А. Кильчевский и священник А. К. Рождественский, описывавшие в своих работах все положительные и отри-

24

цательные стороны в материальном положении клириков .

В начале XX века материальное и правовое положение приходского духовенства не являлось единственной проблемой, волновавшей исследователей. Еще одним обсуждаемым вопросом было состояние духовного образования. Многие известные церковные деятели, первоиерархи считали необходимым проведение очередной реформы в сфере духовного академического и среднего образования. Внимание исследователей обратилось на изучение прошлого духовных школ Российской православной церкви. Из опубликованных на эту тему работ немалый интерес представляют сочинения Ф. О. Белявского, Н. Н. Глубоковского, Б. В. Титлинова . Ф. О. Белявский осуществил в своем сочинении краткое описание [23] [24] [25] прошлого средней духовной школы в России, Н. Н. Глубоковский представил интересные критические замечания по вопросу о необходимости будущих изменений, а достаточно объемный труд Б. В. Титлинова дает возможность на богатом иллюстративном материале подробно проследить историю духовного образования в империи на протяжении всего XIX века.

Проблемам истории духовного образования в Воронежской епархии уделяется внимание в хорошо известной работе П. В. Никольского «История Воронежской духовной семинарии»[26]. Свое исследование Никольский защитил в 1900 г. в Казанской духовной академии как магистерское сочинение по богословию. Работа состоит из двух частей и охватывает период с 1745 по 1874 г. Поскольку в годы Великой Отечественной войны фонд Воронежской духовной семинарии в областном архиве был уничтожен (осталось только две единицы хранения), книга П. В. Никольского стала фактически первоисточником по истории семинарии в Воронеже. До сегодняшнего дня работа П. В. Никольского является самым полным исследованием, посвященным истории Воронежской семинарии. В 2011 г. работа П. В. Никольского была переиздана с комментариями.

В целом дореволюционный период историографии характеризуется значительным вниманием к истории приходского духовенства Российской православной церкви. Особенную актуальность вопросы быта, правового, материального положения, социального служения и общественно-политической деятельности приобретали в связи с постоянной подготовкой к реформированию церкви, созыву Поместного собора и т. п.

Говоря о советском периоде историографии изучаемой темы, необходимо заметить, что проводившиеся в области церковной и религиозной отечественной истории исследования основывались на совершенно определенной идеологической установке, выраженной Ф. Энгельсом и не раз повторяемой советскими учеными: «Чтобы разделаться с религией, необходимо прежде суметь объяснить ее происхождение и ее развитие, исходя из тех исторических условий, при которых она возникла и достигла господства. В особенности это относится к христианству» . В качестве задачи для советских историков руководство страны ставило ослабление авторитета церкви, выставление ее в роли некоей темной силы, направленной на разрушение светлого будущего пролетарского государства. Естественно, что исследователи прежде всего пытались продемонстрировать чуждый контрреволюционный дух православной церкви, выраженный в борьбе с революционным движением.

К такого рода работам относятся книги Н. К. Амосова, Д. Г. Венедиктова, Б. П. Кандидова, Н. М. Лукина . Конечно, сложно назвать подобные исследования научными. Скорее это антицерковные памфлеты, порочащие духовенство. Авторы для достижения своей цели замалчивали одни факты, сознательно фальсифицировали другие. Особняком среди таких работ стоят сочинения Б. В. Тит- линова[27] [28] [29] [30] [31]. Сам Б. В. Титлинов до революции занимал должность профессора Санкт-Петербургской духовной академии и работал над изучением истории духовного образования. В его работах помимо идеологической мишуры можно встретить ценную информацию о студенческих волнениях в различных духовных школах, в том числе и в Воронежской семинарии.

В 1931 г. вышло в свет популярное советское «пособие» по русской церковной истории Н. М. Никольского , под влиянием которого, говоря словами С. Н. Гордиенко, «очень многие верующие и колеблющиеся пересмотрели свое прежнее положительное отношение к религии» . Книга Н. М. Никольского много раз переиздавалась, считаясь образцом атеистического видения церковного прошлого России. В научном плане сочинение не представляет особого интереса. Используемые источники не уникальны, они были давно изучены дореволюционными историками. Сегодня работа Н. М. Никольского заслуживает внимания лишь как историографический факт.

В XX веке выходили и работы историков русской эмиграции. Некоторыми из них были проведены существенно важные исследования по истории Русской православной церкви. В эмигрантских центрах нашими соотечественниками создавались духовные учебные заведения для подготовки православных священнослужителей. Ученые составляли курсы для студентов, писали учебные пособия. Среди пособий по истории Русской церкви следует выделить работу А. В. Карташева . Сегодня она представляет значительный интерес для исследователей, так как является одной из немногих работ по истории церкви в России.

Значительный вклад в изучение истории Русской церкви внес монументальный труд И. К. Смолича (1898-1970) «История Русской Церкви. 1700-1917», первый том которого был закончен в 1960 г. Многие страницы своей книги И. К. Смолич отвел описанию организации церковного управления, вопросам взаимоотношения церкви и государства. Следует заметить, что им впервые в отечественной исторической науке столь подробно анализируется вся система церковного управления в период с XVIII до начала XX века. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с социальной историей православного духовенства. Отдельная (четвертая) глава первой части книги посвящена описанию положения приходского духовенства. В работе рассматриваются также вопросы, связанные с историей духовного образования, пастырским служением русских священников.

Развитию отечественной богословской науки уделяется внимание в исследованиях Н. Н. Глубоковского и протоиерея Георгия Флоровского[32] [33] [34]. Авторы осуществили попытку рассмотреть основные вехи в истории отечественной церковной интеллектуальной мысли, в том числе и в русле истории духовных школ XIX - начала XX века.

Несмотря на оказываемое в советские годы идеологическое давление на исследователей, немногочисленными церковными историками, работавшими преимущественно в Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях, делались попытки изучения прошлого Русской церкви. В 1969 г. в Московской духовной академии была защищена магистерская диссертация архиепископа Херсонского и Одесского Сергия (Петрова) - единственный на сегодняшний день труд, посвященный комплексному рассмотрению истории Воронежской епархии от ее учреждения до середины XX века . Достоинством исследования является привлечение огромного количества источников по истории Воронежской епархии, преимущественно опубликованных в «Воронежских епархиальных ведомостях», сборнике «Воронежская старина» и земских статистических сборниках. Автор впервые предпринял попытку обобщить значительное количество разрозненной информации в единой работе, разбив материал по хронологическому принципу. Состояние епархии анализировалось от времени святителя Митрофана (управлявшего Воронежской епархией в 1682-1703 гг.) до момента назначения на Воронежскую и Липецкую кафедру архиепископа Михаила (Чуба) в 1968 г. Особое внимание в сочинении архиепископа Сергия (Петрова) уделялось религиозному и духовно-нравственному состоянию населения епархии, мерам церковных властей по распространению начал христианского просвещения, истории расколо- сектанства, биографиям архипастырей, истории создания епархиальных административных, социальных и просветительских учреждений. Работа архиепископа Сергия (Петрова) интересна попыткой описать наиболее важные события истории Воронежской епархии второй половины XIX - начала XX века. Автор приводит статистические данные о численности населения губернии в середине XIX века, указывает количество приходов, монастырей, число приходских священно- [35] церковнослужителей вместе с их семьями. Анализируется, хотя и кратко, уровень образования воронежских клириков, их участие в просветительской деятельности, особенно в работе по созданию церковно-приходских школ. Однако нужно отметить, что второй половине XIX - началу XX века в книге уделено недостаточно внимания. По данному периоду не исследуется ни один архивный документ. Автор так и не представил целостной характеристики приходского духовенства в указанное время, не осуществил попытки выяснить особенности его правового, материального и социального положения. Обращает на себя внимание и частое использование в сочинении такого «метода» работы как компиляция. Тем не менее архиерей собрал и проанализировал большое количество источников и литературы, ввиду чего его сочинение содержит важную информацию, позволяющую нам проследить основные вехи в истории Воронежской епархии рассматриваемого времени и оттолкнуться для проведения более углубленного исследования по истории приходского духовенства.

В 1970-1980-е гг. продолжают выходить работы по истории Русской православной церкви. Однако доля субъективизма в них уже значительно меньше, чем в исследованиях 1920-1930-х гг. Авторы старались привлекать все большее число источниковых материалов и помимо классических антицерковных выпадов представляли читателю довольно интересные данные по истории церкви и духовенства. К таковым можно отнести исследования П. Н. Зырянова, Л. И. Емеляха[36] [37], коллективный труд ученых Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС под редакцией А. Н. Сахарова .

В целом советская историческая наука старалась не касаться заведомо запретных тем, однако, когда это происходило, работы отражали строго определенные идеологические установки.

С распадом СССР начинается новый период в изучении прошлого Русской православной церкви. Все большее число ученых обращается к ранее закрытым темам, привлекая для своих исследований самые разнообразные источники. 1990е - начало 2000-х гг. ознаменованы выходом в свет целого ряда серьезных научных работ по отечественной церковной истории.

Немалый интерес представляют исследования, посвященные церковным преобразованиям 1860-1870 гг. Среди авторов, обращавшихся к этой теме, следует назвать С. В. Римского, Н. Н. Богемскую, И. В. Воробьева, А. В. Прокофьева . Ученые привлекли значительный материал для анализа причин, хода и результатов реформ в сфере церковного управления, образования, положения приходского духовенства. Это дает возможность понять суть политики правительства императора Александра II по изменению социального статуса духовенства, результативность осуществленных изменений и возможные альтернативы по решению назревших проблем в духовном сословии.

Несмотря на то что к изучению прошлого пореформенной России обращается все большее число ученых, работ, посвященных положению приходского духовенства во второй половине XIX - начале XX века, немного. Особого внимания заслуживают исследования, в которых изучается положение церкви после реформ 1860-1870 гг. до революции 1917 г. К таковым можно отнести труды А. И. Коню- ченко, Т. Г. Леонтьевой и А. В. Скутнева . Авторы значительное внимание уделяют рассмотрению вопросов правового положения клириков, социального облика духовенства, вопросам образования и просветительской деятельности. На значительном источниковом материале, преимущественно регионального характера, создается картина быта, повседневной жизни православных священно-церковно- [38] [39] служителей разных епархий Российской православной церкви. Материал, представленный в исследованиях авторов, дает нам возможность сравнить положение воронежского приходского духовенства с положением клириков в других епархиях.

Следует заметить, что современные исследователи неофициально примыкают к двум своеобразным лагерям - светскому и церковному. Одни придерживаются традиционно православного видения прошлого церкви, стараясь освещать наиболее светлые стороны, подчеркивать заслуги духовенства в деле просвещения, воспитания нравственности и т.д. К таковым авторам, безусловно, можно отнести петербургского ученого С. Л. Фирсова[40], работы которого имели немаловажное значение для написания нашего исследования. Автор подробно анализирует проблему церковно-государственных отношений в начале XX века, дает развернутую характеристику правительственной политики по отношению к духовенству. На основе значительного количества источников и литературы раскрываются позиции архиереев по вопросам реформирования церкви.

Однако среди современных ученых наблюдается и другая группа исследователей, которые, оппонируя «церковным» историкам, пытаются построить свои работы на совершенно «непредвзятом» и «объективном» основании. Одним из наиболее видных представителей данного неофициального лагеря, на наш взгляд, является М. А. Бабкин[41]. Основная идея его монографий сводится к утверждению мысли о ключевой роли иерархов Российской православной церкви в подрыве авторитета царской власти и в разжигании революционных событий 1917 г. Несмотря на то что «церковные» историки стараются подчеркнуть необоснован

ность многих положений М. А. Бабкина, прямо называя их фантазиями , его работы заслуживают самого серьезного внимания ввиду широкого использования разнообразных архивных и опубликованных материалов, а также глубокого анализа исследуемых фактов. Работы М. А. Бабкина позволяют выяснить степень участия русского православного духовенства в общественно-политической жизни страны в начале XX века, особенно в ходе революции 1905-1907 гг. Изучается отношение клириков к Первой русской революции не только с традиционной точки зрения, выраженной в неприятии духовенством антиправительственных выступлений. Привлекая большое количество архивного материала, М. А. Бабкин показывает наличие среди духовенства другой, революционно настроенной части священно-церковнослужителей. Подобные данные представляют интерес для нашего исследования, так как позволяют понять причины участия некоторых воронежских клириков в антиправительственном движении начала XX века.

Особого внимания заслуживает работа С. В. Римского[42] [43]. В исследовании подробно анализируется состояние Российской церкви в эпоху императора Александра II. Значительное внимание уделяется вопросам материального, правового положения духовенства. Немалую ценность представляют статистические данные о суммах Святейшего Синода, отпущенных на различные нужды местных епархий. Подробно рассматривается вопрос о деятельности Особого присутствия по делам православного духовенства. На сегодняшний день труд С. Г. Римского является наиболее полным исследованием, посвященным положению церкви в годы правления царя-освободителя, что делает ее значимой для темы нашего исследования, рассматривающего историю приходского духовенства в пореформенный период отечественной истории.

Большую ценность для изучения прошлого духовного сословия представляет также двухтомный труд Б. Н. Миронова[44]. В работе рассмотрен целый ряд вопросов, освещающих социальную историю русского духовенства. Достоинство данной монографии заключается в том, что она базируется на изучении огромного количества источников и научной литературы, список которой насчитывает более 4000 названий. Однако в работе рассматривается положение духовного сословия в России в целом, без учета региональных особенностей. Тем не менее данные, представленные в труде Б. Н. Миронова, важны для нас, так как позволяют выяснить общее состояние российского духовенства во второй половине XIX - начале XX века, основные тенденции в жизни священно-церковнослужителей.

Предметом исследования современных ученых становятся самые разные аспекты социально-политической жизни православных клириков в рассматриваемое время: участие в работе Государственной думы[45], благотворительная деятельность в рамках приходских попечительств[46], участие в подготовке к Поместному собору[47], изменение социального положения жен священнослужителей под влияние реформ 1860-1870-х гг.[48], просветительское служение[49], правовое положение духовенства[50], духовное образование[51], история движения за реформирование традиционных церковных институтов[52].

Постсоветский период в развитии отечественной исторической науки ознаменован выходом пособий по истории Русской православной церкви, в частности по ее синодальному периоду. Среди таких работ нельзя не упомянуть книги протоиерея Владислава Цыпина и В. А. Федорова . Труд протоиерея Цыпина представляет собой учебник по истории церкви для духовных учебных заведений и интересен тем, что дает возможность взглянуть на синодальный период целостно, выявляя основные тенденции церковной жизни означенного времени. Исследование В. А. Федорова более научное, выполнено с привлечением значительного количества источникового материала, хотя и рассчитано на широкий круг читателей.

В последнее время в различных регионах страны защищаются диссертации, посвященные изучению православного приходского духовенства на материалах местных архивов. Среди таких работ следует упомянуть исследования Ю. И. Белоноговой, С. В. Васиной, А. В. Ключаревой, Д. Е. Леонова, В. Ф. Лисюнина,

К. С. Степанова, А. В. Шадриной 51 52 [53] [54].

Различные аспекты истории Воронежской епархии также были подвергнуты изучению. Внимание заслуживает статья игумена Митрофана (Шкурина), посвященная краткому обзору истории и состояния Воронежской епархии от ее создания до современности[55]. Публикация основана на указанной выше работе архиепископа Сергия (Петрова), с добавлением сведений о состоянии епархии в 19801990-е годы. Существенно нового статья игумена Митрофана (Шкурина) для исследователей не дает, однако, позволяет ознакомиться с основными событиями в истории Воронежской епархии целостно, в формате одной небольшой работы.

Частично вопросы церковного землевладения исследовались в диссертации А. А. Подвигайло[56] [57], основанной на материалах Курской и Воронежской губерний. Цель работы заключалась в рассмотрении основных изменений, произошедших в церковном землевладении в результате преобразований императора Александра

II. Автор использовал архивные материалы только по Курской епархии, анализируя состояние церковного землевладения Воронежской лишь по опубликованным источникам. Сам А. А. Подвигайло объяснял это тем, что «в Государственном архиве Воронежской области документы, касающиеся церковного землевладения и землепользования пореформенного периода, отсутствуют» (на самом деле таковые документы имеются, хотя и в ограниченном количестве - С. И.). Поэтому основной упор в работе сделан на рассмотрение землевладения церквей и монастырей Курской губернии. Касательно землевладения приходского духовенства Воронежской епархии автор ограничился приведением данных из опубликованных статистических сборников, сравнив основные показатели с соседней Курской епархией. Не обращается внимание на отношение крестьян к церковному землевладению причтов, частые потравы посевов, трудности, встречавшиеся в вопросе разграничения церковных и общинных владений, равно как и не освещается вопрос об отношении приходских клириков к аграрной реформе Столыпина. Впрочем таких целей автор диссертации и не ставил. На сегодняшний день работа А.

А. Подвигайло - единственное исследование, посвященное вопросу церковного землевладения Воронежской губернии в пореформенное время.

Попытка охарактеризовать основные черты жизни церкви в XIX веке на примере Воронежской епархии была предпринята Б. А. Ершовым . Работа носит поверхностный характер. Вопросы социально-экономического положения приходского духовенства недостаточно проанализированы. Нерассмотренными остались вопросы правового положения клириков, учреждения в Воронежской епархии эмеритуры и связанных с этим споров. Данные, приводимые по проблемам образования и просветительской деятельности воронежского духовенства, в значительной степени повторяют материал, содержащийся в работе архиепископа Сергия (Петрова) и сочинениях П. В. Никольского. Начало XX века в диссертации Б. А. Ершова вообще не затрагивается (ввиду того, что исследование посвящено исключительно истории XIX века). Многие положения и данные нуждаются в проверке. Святитель Тихон Задонский почему-то назван «великим святителем конца XVIII - начала XIX века»[58] [59], хотя, как известно, последний скончался в 1783 г.[60] В целом изучению приходского духовенства в работе не уделяется серьезного внимания. Количество привлеченных архивных документов сложно назвать исчерпывающим, да и замыслы, преследуемые автором, не сводились к характеристике духовного сословия. Данные кандидатского исследования были повторены в докторской диссертации Б. А. Ершова[61]. Однако применительно к Воронежской епархии в исследовании не предоставляется ничего нового.

Истории Воронежской епархии посвящена работа Э. В. Комоловой[62]. В исследовании подробно рассматривается возникновение Воронежской епархии и
становление ее основных институтов в ХУП-ХУШ веках. Ввиду того что хронологические рамки исследования ограничены указанным периодом, прошлому дореволюционного духовенства, естественно, не уделяется никакого внимания. Однако для нас труд Э. В. Комоловой интересен тем, что дает возможность проследить историю возникновения основных епархиальных учреждений и присутственных мест.

Из современных авторов, рассматривавших вопросы истории Воронежской епархии, следует выделить А. Н. Акиньшина. В его работе «Храмы Воронежа»[63] представлена история дореволюционных церквей города Воронежа и дается некоторая информация о лицах, служивших в этих храмах. А. Н. Акиньшину принадлежит также целый ряд статей в самых разных периодических изданиях. Особый интерес представляют работы биографического характера, посвященные воронежским архиереям Иосифу II (Богословскому), Cерафиму (Аретинскому), Вениамину (Смирнову), Анастасию (Добрадину), Тихону (Никанорову), опубликованные в отдельном труде - историко-биографических очерках[64]. В биографиях архипастырей указываются не только вехи их жизни, но и дается краткий анализ основных мероприятий, проводимых преосвященными в епархии, прослеживается история создания просветительских и социальных учреждений, преобразования в семинарии, епархиальном женском училище. Публикации А. Н. Акиньшина на сегодняшний день являются наиболее полными биографическими описаниями жизни и деятельности многих, в том числе вышеперечисленных преосвященных Воронежской епархии второй половины XIX - начала XX века.

К истории приходского духовенства обращались и зарубежные ученые. Наиболее известными работами являются монографии Г еорга Фриза и Лори Манчестер[65]. Георг Фриз рассматривает состояние духовного сословия в XIX веке на основе значительного количества опубликованных источников. Данное исследование похоже на труд И. К. Смолича[66]. Книга Лори Манчестер посвящена анализу взаимоотношений духовенства и интеллигенции в условиях распространявшегося революционного духа в России. Интересна попытка автора выявить причины ухода многих сыновей священно-церковнослужителей в светское звание и их участие в подпольном антиправительственном движении.

В целом, несмотря на отсутствие специальных трудов, посвященных непосредственному изучению истории воронежского приходского духовенства пореформенной эпохи, отечественная историография дает возможность в достаточной степени исследовать рассматриваемую тему.

Цель исследования состоит в обобщенном изучении социально-экономической и социокультурной истории православного приходского духовенства Воронежской епархии второй половины XIX - начала XX века, в создании целостной характеристики духовного сословия Российской православной церкви по материалам местной епархии.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучение особенностей правового положения приходского духовенства Российской православной церкви после проведения церковной реформы императора Александра II. Анализ церковного и светского законодательства на примере духовенства Воронежской епархии.

2. Исследование материального положения воронежского приходского духовенства, рассмотрение основных источников в формировании семейного бюджета клириков, анализ трудностей в финансовом обеспечении причтов.

3. Установление степени эффективности работы церковной пенсионной системы, эмеритурной кассы Воронежской епархии.

4. Выявление степени социально-политической активности приходского духовенства на основании изучения проповедей клириков на общественно значимые темы.

5. Анализ отношения духовенства к общественно-политическому и революционному движению в изучаемое время. Рассмотрение степени участия православных клириков в антиправительственных акциях и выступлениях в рамках революции 1905-1907 гг.

6. Характеристика образовательного уровня воронежского приходского духовенства на основе рассмотрения системы духовного образования в губернии. Выяснение социального состава учащихся семинарии и духовных училищ епархии.

7. Изучение и реконструкция общественных настроений воспитанников духовной семинарии, выявление причин недовольства учащейся молодежи, методов реагирования администрации на незаконные акции воспитанников.

8. Рассмотрение просветительской деятельности приходских священно- церковнослужителей как на поприще народного образования, так и в деле миссионерского и социального служения.

9. Установление позиции воронежского духовенства по вопросу деятельности Государственной думы. Анализ выступлений воронежских священников- депутатов в ходе заседания представительного органа власти и рассмотрение их работы по составлению законопредположений.

Методология диссертационного исследования основывается на принципах объективности, историзма, альтернативности и системности.

В процессе проведения исследования принцип объективности заключался в непредвзятом анализе и рассмотрении всех как положительных, так и отрицательных сторон деятельности приходского духовенства, в попытке воспроизведения максимально приближенного к действительности социального облика духовных лиц, абстрагируясь от подчинения конечных выводов работы заведомо ангажированной цели. Все полученные результаты основаны на изучении достоверных фактов, разнообразных источников. Противоречия в данных анализировались, и преимущество отдавалось наиболее проверенному и аутентичному материалу.

Основополагающим принципом данного диссертационного исследования является принцип историзма. События и факты, подвергнутые тщательному изучению, рассматривались на фоне общероссийского исторического процесса, что помогало уяснить смысл многих реалий прошлого. Деятельность воронежского приходского духовенства изучалась не в отрыве от конкретной исторической эпохи, а в связи с ней. Положение дел в той или иной сфере, изучалось ретроспективно, путем выявления причин современных на тот момент явлений. События в работе излагались последовательно и закономерно.

Немаловажное значение для изучения прошлого воронежского духовенства имеет принцип альтернативности. Взгляды, позиции и деятельность священно- церковнослужителей анализировались путем сопоставления исторических реалий с возможными, но нереализованными подходами. Сравнение осуществленных священно-церковнослужителями решений с возможными альтернативными путями их реализации способствует взвешенной оценке значения рассматриваемых событий, выяснению степени их неизбежности, выявлению иных возможных вариантов развития прошлого.

Осуществить социокультурную характеристику духовного сословия было бы невозможно без использования принципа системности. Приводимые в диссертации данные не являются отрывочными, однобокими и разрозненными. Материал излагается целостно, подчинен определенной структуре и связан с другими элементами работы. Статистические данные дополняются воспоминаниями, архивными материалами, на основе которых выстраивается системная и структурированная картина прошлого.

Помимо традиционных для отечественной исторической науки принципов в исследовании активно применялись такие классические методы, как: сравнительно-исторический, историко-генетический и метод комплексного анализа источников и литературы.

Сравнительно-исторический метод позволил выявить своеобразие изучаемых явлений и событий в жизни приходского духовенства Воронежской епархии рассматриваемого времени через призму более ранних или, наоборот, более поздних эпох в истории развития епархии. Данный метод предоставил возможность выявить сходство и различия в истории духовенства изучаемого периода с реалиями более позднего времени.

Историко-генетический метод исследования способствовал изучению сути явлений путем тщательного анализа причин их возникновения. Данный методологический подход как нельзя лучше позволяет проследить причинно-следственную связь между изучаемым фактом и его историческим основанием.

При изучении истории воронежского приходского духовенства работа с данными основывалась на методе комплексного анализа источников и литературы. Исследуемое событие необходимо подвергать тщательному изучению, применяя не только собственные исследовательские навыки, но и тот опыт, который до этого уже был накоплен исторической наукой. Только комплексное изучение источников и литературы способно предоставить объективную картину прошлого.

Объектом исследования является приходское духовенство Воронежской епархии второй половины XIX - начала XX века.

Предмет исследования - материальное, правовое положение; общественно-политическая, миссионерская деятельность приходских клириков Воронежской епархии рассматриваемого времени.

<< | >>
Источник: Иконников Сергей Анатольевич. ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ЕПАРХИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. 2015

Еще по теме Степень изученности темы:

  1. Степень научной изученности темы
  2. Степень изученности темы исследования.
  3. Вопросы для самоконтроля изучения темы 6
  4. Вопросы для самоконтроля изучения темы 7
  5. Вопросы для самоконтроля изучения темы 1
  6. Вопросы для самоконтроля изучения темы 5
  7. Вопросы для самоконтроля изучения темы 1
  8. 4. Вопросы для самоконтроля результатов изучения темы 8
  9. Вопросы для самоконтроля результатов изучения темы 2
  10. Вопросы для самоконтроля результатов изучения темы 3.
  11. Степень научной разработанности темы.
  12. Степень научной разработанности темы.
  13. Степень научной разработанности темы.
  14. Степень разработанности темы исследования
  15. Степень разработанности темы исследования
  16. Степень научной разработанности темы
  17. Степень разработанности темы исследования.