<<
>>

1.3. Методологическая характеристика подходов в оценке сущности праворадикальных движений

Методологическими основами, характеризующими праворадикальные движения, являются подходы политологии, которые необходимо использовать в выявлении сущности правого радикализма как идейно-политического течения.
В первую очередь, это метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абcтрактному. Восхождение от конкретного к абстрактному позволяет выполнить классификацию и типологизацию событий, процессов и точек зрения. С помощью этого метода возможно создание теоретических абстракций на основе эмпирических данных и теорий среднего уровня. Наиболее значим в этом отношении метод восхождения от абстрактного к конкретному, поскольку с его помощью выполняется анализ понятий, относящихся к сфере правового радикализма, с целью вскрытия сущностей явлений конкретной политической реальности. К примеру, рассматривая понятие «праворадикальные организации», мы приходим к выводу, что существуют различные формы деятельности праворадикальных организаций, исследуя которые, в свою очередь, позволяют прояснить причины и перспективы повторения данного явления в конкретном случае. Также нами использовались описательный метод, политико-ситуационный и сравнительный анализ различных точек зрения в оценке содержания деятельности и идеологических установок праворадикальных движений, которые характеризуются следующими идеями и отправными исходными позициями. 1. Формирование правящей элиты должно осуществляться по национальному принципу. 2. Только такая элита может правильно выразить истинные ценности, дух и традиции нации. 3. У такой элиты есть возможность создать национальное государство. 4. Элита способна создать жесткую иерархию власти во главе с национальным лидером. 5. Сформированная власть должна быть готова к использованию силы для утверждения приоритета национальной идеи и подавления «эгоизма» пришлых этнических групп. В России и в европейских странах периодически возникают дискуссии вокруг целей, задач, роли неофашизма в историческом процессе. К примеру, события 2000 года в Австрии усилили общее недоумение – как так? Почему благополучная и культурная Вена предпочла на выборах персону экстремиста и национал-радикала? Возрождение фашизма в Германии можно объяснить рефлексией реваншизма, можно прогнозировать успехи национал-радикалов в развивающихся странах, с поправкой на тяжелые условия жизни. Однако сытая Вена и неофашист не укладываются в разум дезориентированных западных политологов. Содержательной стороной российского праворадикализма является расизм, национализм, экстремизм, неофашизм.. Под «фашизмом» понимается следующее: 1) самоидентификация, 2) идеология расовой исключительности, 3) «третий путь» в экономике, 4) экстремистская практика, 5) наличие иерархически структурированной организации [184, с.3]. Термины «национал-патриоты», «крайне правые», «национал-радикалы» вводятся в оборот российской политологией столь произвольно, что при желании под категорию «фашизм» по нашему мнению, можно отнести и политические партии, и некоторые общественные организации, включая молодежные формирования.
За спиной которых нет высокопоставленных лобби, но есть те, кто заинтересован в развитии праворадикальных организаций в обществе, в том числе профашистских. Современный русский фашизм многолик и состоит из «фашизма рядового участника» – это «преодоление комплекса», стремление обывателя стать сверхчеловеком. «Фашизм заказчика» – это бизнес, стремление уничтожить конкурентов и получить максимально возможную власть (выгоду, прибыль). «Фашизм элиты» – это совершенно эклектичный набор идей и представлений (от теории «полой Земли» до поисков арийской прародины и прочего оккультизма). Но то, что фашизм (русский фашизм) слаб, плох, бессилен и выдуман, вовсе не значит, что он: а) никому не нужен; б) бесперспективен. Просто смысл находится и заключен не в нем самом, а «снаружи». Природа фашизма в его манипулятивности и востребованности. Фашизм заказывают, как музыку в ресторане, и имеют, как «обыкновенную покупку». Фашизм обретает силу, когда из покупки становится вложением капитала. Обратимся к новейшей истории и попытаемся выяснить: есть ли у русского фашизма потенциал, и есть ли будущее. Общество «Память» пугало демократическую интеллигенцию на протяжении горбачевской перестройки, делилось, дробилось, но оставалось «клубом по интересам» и не вышло за его рамки. Что не скажешь о праворадикальных организациях Украины. Первые значимые проявления украинского фашизма были отмечены в 2004 году, тогда украинцы удивили весь мир тем, что они без единого выстрела успешно провели многодневную акцию массового гражданского неповиновения, ставшую известной под названием «оранжевая революция». Украинские крайне правые – это политически маргинальные силы, которые до 2012 года ни разу не проходили в Верховную Раду. Отдельные политики проходили (по мажоритарным округам), а как партии – никогда. Потому что они – маргиналы, у них никогда не было достаточного количества денег ни на агитацию, ни на выход на каналы национальных СМИ. Выход крайне правых («Свобода») на «большую сцену» состоялся только после прихода к власти Виктора Януковича в 2010 году. Тогда у его окружения сложилась четкая стратегия и уверенность в победе на выборах 2015 года. Ему всего лишь нужно было иметь такого соперника во втором туре, который бы обязательно проиграл. Таким соперником – с оглядкой на французский прецедент – был только один более или менее известный политик: Олег Тягнибок. Именно поэтому Тягнибока и его однопартийцев стали так часто приглашать к Савику Шустеру и Евгению Киселеву, начиная с момента прихода Януковича к власти. У плана Януковича было две проблемы: Юлия Тимошенко, а затем Виталий Кличко. Обе проблемы были решены. Сбыться плану помешали Майдан и Украинская цветная революция 2013-2014 гг. Сегодняшняя активность праворадикалов Украины и их идеология известна всем. Угроза правых радикалов в Украине состоит не в том, что они пришли к власти, а в том, что ими манипулируют внешние более значимые заокеанские кукловоды – субъекты политического процесса, которые стремятся к дискредитации или вообще к уничтожению Украины как государства. Изучение идеологии правого радикализма, как части общественного сознания, опирается на утверждение, что существует взаимосвязь между конкретным положением в стране и тем, как общество воспринимает объективную реальность, а также тем, как преобразовывает его в идеологию. В изучении идеологий существует две теории (два подхода) объясняющих феномен идеологии радикализма – психологическая (В. Парето) и социологическая (К. Мангейм). В психологической теории идеологии рассматриваются как теоретические построения, призванные маскировать эмоции и предрассудки. Основное свойство человека – руководствоваться не столько разумом, сколько чувством, но при этом давать рациональное оправдание чувственному поведению. Психические структуры, лежащие в основе чувств – «осадки» толкают человека к нелогичному поступку. Выступая как скрытый механизм действий, они не осознаются человеком в качестве истинных причин поступков. Но человек должен как-то объяснять свои действия. И делает это он с помощью «дереваций» – производных от чувств интеллектуальных систем защиты, маскирующих страсти и придающих видимость рациональности высказываниям и поступкам. «Осадки», лежащие в основе чувств, которые испытывает человек, – величина постоянная, в то время как объяснения – «производные», почему люди испытывают такие чувства, – величина переменная. Эта переменная величина, в роли которой может выступать любая теория, объясняющая «остатки» называется идеологией. Таким образом, Парето обнаружил роль чувств в поведении человека: чувства реально приводят в движение людей; идеологические системы – системы ложного сознания, производные от чувств, коренящихся в иррациональных пластах человеческой психики (В. Парето «Трактат по общей социологии»). При характеристике правого радикализма, нельзя не рассматривать теорию элит, которая как нельзя лучше определяет структуру и механизм деятельности праворадикальных организаций. Так теория элит – концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берёт на себя элита общества. Элиты разных эпох отбирались по самым разным признакам – происхождение, образование, богатство, способности, опыт, сила. Механизмы этого выдвижения самые различные. С точки зрения большинства ранних и некоторых поздних теоретиков элит в так называемых демократических государствах управляет не народ, а господствующая элита или несколько элит, которые ведут борьбу за власть. Ряд современных концепций в рамках этой теории считают, что общество может управлять этими элитами, используя избирательное право, в том числе для возможности выдвижения наиболее способных представителей народа10. Одни полагают, что подлинность элиты обеспечивается знатным происхождением, другие причисляют к этой категории самых богатых, третьи – наиболее одарённых. Считается, что вхождение в элиту – это функция личных заслуг и достоинств, в то время как Г. Моска и В. Парето считают, что для включения в элиту важна социальная среда, из которой вышел человек, а только потом личная симпатия или антипатия лидера. Однако понять мир политического, в частности проникнуть в сущность правого радикализма невозможно без уяснения роли идеологии. Самый полный анализ феномена идеологии дан в работе Карла Мангейма «Идеология и утопия». Мангейм полагал, что общественное бытие не сводится только к экономическим отношениям в сфере материального производства. Ибо «социальное бытие», определяющее стиль различных эпох, может строиться не только вокруг «экономического фактора», но и вокруг религиозного фактора. Мышление вообще, в том числе и научное, происходит в социально обусловленной атмосфере, и задача исследователя – соотнести «духовные образования» с социальными позициями их носителей. На мышление оказывают влияние бессознательно сформированные данной социальной средой факторы. Вместе с тем, каждый человек детерминирован в своем мышлении собственной системой предубеждений – так называемой тотальной идеологией. А в области политики теоретик в своих оценках и волевых импульсах настолько тесно связан с определенным политическим течением, с одной из борющихся сил, что можно говорить о различии стилей мышления. Именно в политической борьбе, по мнению К.Г. Юнга, люди обнаружили бессознательные коллективные мотивации, которые определяли направление их мышления. Коллективное бессознательное как господствующих, так и угнетенных групп скрывает от них действительное состояние общества. Мышление правящих групп не в состоянии увидеть ряд фактов, которые бы поставили под сомнение и подорвали их уверенность в своем господстве. Выдвигая и теоретически обосновывая свою систему идей как единственно истинную, правящий класс создает духовное образование, называемое идеологией. Любая идеология – это субъективно пристрастная апология существующего строя. Таким образом, согласно психологическому направлению, идеологии – это ментальные (рациональные) конструкции, скрывающие бессознательные импульсы человеческой психики (теория скрытых интересов). Политические идеологии вырабатываются правящим классом (элитой) для осуществления функций управления и манипулирования массовым сознанием. В соответствии с идеями социологического направления, идеологии – теоретически оформленное выражение самосознания группы, средство защиты интересов группы, системы одностороннего подхода к объяснению действительности и потому сохраняющие статус ложных систем знания, скрывающих от правящих групп реальное состояние общества, но именно в силу этого стабилизирующие его. Идеология это основание, на котором зиждется деятельность любых общественно-политических движений или политических организаций. Деятельность праворадикальных организаций развивается на стыке двух составляющих – общественное движение и политическое течение, которые, в свою очередь, непосредственно связаны с человеком как личностью и членом общества. Методологическая особенность изучения праворадикального движения состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности. Таким образом, если право в первую очередь выделяет в человеке участника какого-либо движения (организации), то политология исследует человека как политического актора конкретной праворадикальной организации, движения в конкретном историческом контексте и их действиях. С историческим подходом мы связываем накопление знаний о праворадикальных движениях в разных странах мира и в разные эпохи. Для нашего исследования данный подход играет важную роль, так как собственно только на базе накопленных исторических сведений появляется реальность возможность делать масштабные и месте с тем корректные выводы широкого характера. Собственно, только история, в частности политическая история, может дать полный и убедительный ответ на вопросы: когда, как и почему, под воздействием каких факторов сложился и развивался правый радикализм. Именно история может раскрыть особую роль психологии и социологии знания в формировании праворадикальных организаций в рамках устойчивых коллективных или политических общностей, способных сохранять и развивать свои черты и свойства столетиями, передавая их новым поколениям в более совершенных, зрелых и значимых формах [191, c.168–173]. Исторический подход способствует выявлению характера  воздействия внешних и внутренних факторов, условий и среды на  эволюцию праворадикализма. Полагаем, что исторический подход представляет собой три взаимосвязанных методологических аспекта, три ее измерения. Во-первых, это необходимость исследования правого радикализма с позиций закономерности и объективности, то есть процесса его становления в качестве социальной реальности. Во-вторых, в рамках исторического подхода предоставляется возможность показать происхождение нацизма (национализма), его источники, пути его развития. Данный подход способствует: а) раскрытию преемственности действий граждан с предшествующими формами таких коллективных общностей; б) характеру воздействия этих форм на формирование их сознания  и поведения. Этот подход позволяет определить в последующем своеобразие национальной психологии и самосознания, исторической памяти. В-третьих, исторический подход нацелен на изучение  правого радикализма как результата процесса  деятельности людей в рамках социальных коллективов, создающих продукты своей деятельности в виде праворадикальных политических движений, организаций (например, скинхеды), норм, ритуалов и способных адаптировать их к конкретной социальной среде. Кроме того, исторический подход способствует прояснению сущности праворадикальных организаций, формированию научных понятий и категорий, закономерностей, выраженных в характеризующих их теоретических абстракциях. Ведущая методологическая роль в оценке сущности праворадикальных движений принадлежит системному подходу, как универсальному инструменту познавательной деятельности. Системный подход незаменим в познании динамично изменяющихся общественно-политических формирований, к которым как раз мы и относим праворадикальные организации. Он используется тогда, когда речь идет о проблемах не только теории, но и практики. При этом имеется в виду такая организация исследовательской или практической деятельности, когда существенным условием для решения конкретной научной проблемы становится органическое сочетание действий представителей разных научных дисциплин (философия, политология, социология, юриспруденция, психология) и разных сфер практики. Так как деятельность рассматриваемых нами организаций и движений, затрагивает жизнь людей, государств и международных отношений. Политическая деятельность вообще и праворадикальных формирований в частности определяется системой взглядов, глубинную основу которых составляют интересы людей (социальных общностей, групп, институтов – классов, наций, партий и др.). Эти интересы осознаются в форме идеологии. В политической науке под идеологией понимается любая система идей (ценностей), обслуживающая чьи-либо интересы. Праворадикальные движения и организации имеют свою идеологию, обосновывающую их притязания на власть. Представителями праворадикальных идеологий являются расистские и националистические партии и движения. Праворадикальные идеологии и националистические партии и движения сегодня являются правящими во многих странах на постсоветском пространстве и представлены в национальных парламентах и органах самоуправления [78, c.3–14]. Большая часть праворадикальных движений, выраженными в их идеологии, – являются националистическими. Националистические праворадикальные идеологии представляют собой гипертрофированный вариант национального самосознания, которое может выступать как позитивный фактор развития, нести в себе общедемократическое содержание протеста против национального угнетения. Националистические идеологии могут быть защитной реакцией против навязываемой интернационализации. Это идеологии, которые провозглашают целью коренное преобразование общества, и даже мира с помощью информационных войн, санкций, экономических блокад и валютных афер, цветных революций, государственных переворотов. Вместе с тем, опасность деятельности профашистских праворадикальных националистических организаций заключается в их склонности к дискриминации по этническому признаку, насилию и физическому уничтожению людей других национальностей, в частности, на территории европейских государств и России.
Помощь с написанием академических работ
<< | >>
Источник: Плихун Яна Васильевна. Причины возникновения и деятельность праворадикальных организаций России постсоветского периода. 2015
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме 1.3. Методологическая характеристика подходов в оценке сущности праворадикальных движений:

  1. 1.1. Понятие, виды и идеология праворадикального движения
  2. 1.2. Причины возникновения праворадикальных движений в постсоветской России
  3. Глава 1. Теоретические основания возникновения праворадикального движения
  4. ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРИ ОЦЕНКЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ КОММЕРЧЕСКИМ БАНКОМ
  5. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДО­ВАНИЮ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕН­НОСТЬЮ.
  6. 2.1. Методологические принципы психологического исследования криминогенной сущности личности преступника
  7. 1. Методологические подходы к изучению юридической ответственности
  8. 1.3 Сущность правопорядка: теоретико-методологические основы и конституционно-правовое измерение
  9. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРАВОВЫХ СТИМУЛОВ
  10. Методологический подход к формированию инструментальной базы управления государственной собственностью в регионе
  11. 2.8 Схема вверху - внизу и её сочетания со схемами самостоятельное ДВИЖЕНИЕ, ОТ - К и ВЫЗВАННОЕ ДВИЖЕНИЕ
  12. 1.3. Сегментационный подход как методологическая основа формирования маркетинговой
  13. 2.6 Схема близко - далеко и её сочетание со схемами САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ, ВЫЗВАННОЕ ДВИЖЕНИЕ, ОТ - К
  14. Глава 1. Теоретические и методологические подходы к исследованию рынка жилой недвижимости
  15. 2.4 Схема внутри - снаружи и её сочетания со схемами САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ, ВЫЗВАННОЕ ДВИЖЕНИЕ, ОТ - К
  16. ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И КОНЦЕП­ЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КРИМИНОГЕННОЙ СУЩНОСТИ ЛИЧНОСТИ