<<
>>

1.1. Понятие, виды и идеология праворадикального движения

В социально-политической практике постсоветской России существует множество самых разнообразных по видам и численности праворадикальных организаций и движений. Праворадикальными считаются те организационные формы, действия которых строятся на идеях ксенофобии, антисемитизма, фашизма, расизма, национализма и др.
Апологеты праворадикального движения это те, (включая, «радикальный консерватизм», «политический рaдикализм», «экономический радикализм», «религиозный радикализм», «философский радикализм» и другие его разновидности), кто на основе крайней, бескомпромиссной и идеологически жесткой позиции решительно выступает за коренные преобразования всех сфер жизни общества. «Радикализм» возрождается, развивается и получает распространение в нелегкую для обществ годину – переходные периоды (смуты, заговоры, реставрации, путчи, перевороты, революции, модернизации, войны, майданы, санкции и.т.д.). «Этим термином обозначается стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не примиряясь ни на каких компромиссах»2. Вместе с тем, праворадикализм – общественно-политическое течение, добивающееся немедленного возврата к прошлому3. При всем многообразии классификаций видов и категорий праворадикальных движений, последние можно дифференцировать и по идеологическим направлениям: взгляды на идеальное политическое устройство; трактовка характера национального государства; религиозная позиция; взгляды на собственность и т.д. Кроме того, всех правых радикалов можно разделить на три категории: традиционные правые; националисты; нетрадиционные правые. Классификация по этим параметрам, на наш взгляд, не позволяет в полной мере составить целостной картины о том, что все-таки представляет собой праворадикальное движение России постсоветского периода. В том числе, ответить на вопрос: чем обусловлена данная видовая и категориальная дифференциация правого радикализма как идейно-политического движения и политической деятельности? Происхождение и изменение значений слововыражения «правый радикализм» связаны с наличием, так сказать «фашиствующего минимума», где ключевым признаком выступает «палингенез», понимаемый как вера в способность радикального преобразования нации от упадка до «золотого века» посредством революционных политических преобразований. В научной литературе интерпретации феномена современного правого радикализма в значительной степени сводятся к выделению национализма, нацизма и фашизма. Фашизм – это форма государственного правления, а нацизм – идеология превосходства одной расы над другой в крайне радикальной форме (то есть расы господ – расы рабов). Национализм – предпочтение своей национальности другим национальностям, но без «глупостей» вроде рабов-господ (нашивки на форме с надписью «рабовладелец» у бойцов «Правого сектора»). Можно сказать, нацизм – крайняя форма национализма. Вместе с тем, «Фашизм – это шовинизм, насаждающий ненависть против других народов.
Фашизм – это наиболее реакционная, открыто террористическая форма диктатуры финансового капитала, устанавливаемая империалистической буржуазией с целью подавления рабочего класса и всех прогрессивных элементов общества как средство сохранения определённой нации и государственного строя» [135, c.131]. Всех правых радикалов постсоветской России можно разделить на три категории: 1) традиционные нерасовые националисты; 2) расовые националисты; 3) нетрадиционные правые [131, c.411-434]. Объединяет и разделяет представителей указанных категорий два таких сходных социально-психологических явления как расизм и национализм, происхождение которых можно объяснить общим экзистенциальным состоянием – расовой и национальной неприязнью, позицией превосходства одних этнических групп над другими. Что в конечном итоге выражается в расовых и национальных дискриминационных действиях одного народа по отношению к другому из-за обладания другим цветом кожи и из-за национальной принадлежности. В результате чего, позиция превосходства давала возможность одним, рассматривать остальные расы и нации как «отсталые», «недоразвитые», «дикие», «низшие», а потому относиться к ним свысока, пренебрежительно и жестоко. В постсоветской России к традиционным нерасовым националистам относятся: Движение Против Нелегальной Иммиграции (ДПНИ), Русское Национальное Единство (РНЕ), «Партия свободы» или – Народно-Республиканская Партия России. К расовым националистам: Народная Национальная Партия (ННП), Национал-Социалистическое Сообщество (НСО), Славянское Сопротивление (СС). К нетрадиционным правым: Национал-большевиская партия (НПБ), Евразийский союз молодёжи (ЕСМ). Это далеко не полный перечень политических объединений российских правых. Однако этот перечень в целом выражает общую картину данного политического спектра. Что касается группировок правых скинхедов, а также тех группировок футбольных хулиганов, которые придерживаются правых идей, то их мы рассмотрим в отдельной группе, но, в описательном смысле, крайне осторожно, так как с одной стороны – эти движения носят правые идеи, но с другой – не заявляют о себе как о легальных объединениях и, тем более, не пытаются регистрироваться в качестве политических. ДПНИ – в отличие от других, перечисленных категорий правых, единственное объединение, созданное для решения отдельной конкретной «общественной проблемы». К нерасовым националистам ДПНИ следует отнести потому, что расовая теория не является ясно выраженной в доктрине этого объединения. ДПНИ (как и вообще многие современные русские националисты) не провозглашает идей национального превосходства русских. Однако, не смотря на кажущуюся умеренность и лаконичность названия, ДПНИ вполне может быть охарактеризовано как объединение крайне правого толка в российской политике. Демонизируя образ иммигрантов, приезжающих в Россию из стран бывшего СССР, ДПНИ создает в их лице образ врага. Подчеркивается, что инородцы, прибывая в РФ, подтачивают основы российской государственности, угрожают национальной культуре и идентичности русских. Соответственно ставится цель – ограничить поток иммигрантов. Казалось бы, посыл достаточно умеренный – речь ведь идёт о «нелегальной иммиграции». На деле предложения, сформулированные ДПНИ, носят репрессивный ненавистнический и национальный характер. Например, «организовать жесткую систему контроля за лицами, ещё не получившими гражданства»; «максимально ужесточить наказания для нелегальных иммигрантов», «ввести в законодательство постановление, ограничивающее браки граждан России с нелегальными иммигрантами», «проверять обстоятельства приобретения квартир, собственности в России, гражданами – выходцами из республик Северного Кавказа»; «незаконный переход границы РФ приравнять к тяжкому преступлению». И, наконец, полное торжество ксенофобии: «Смягчать наказания для граждан России, активно выступающих против преступлений нелегальных иммигрантов и невольно нарушающих российское законодательство». Возникает вопрос, что значит «активно выступающих»? Видимо, это означает: освободить от ответственности любителей бросаться десять на одного, да ещё и с оружием. Позиция ДПНИ будто бы проста: всех, кто приезжает законно, ассимилировать, всех, кто приезжает незаконно, отправлять обратно. На деле ДПНИ – лишь слегка прикрытый современный национализм. Главная посылка и основной аргумент ДПНИ – инородцы опасны. Если ДПНИ – ещё относительно молодая структура (была создана в 2003 г.), то РНЕ уже 25 лет. Русское Национальное Единство как организация военизированного типа, (члены которой всегда готовы к Гражданской войне), и которую возглавил Александр Баркашов, сформировалась в период с сентября по 16 октября 1990 года. В основании ее доктрины агрессивная антилиберальная, антикоммунистическая и антисемитская идеология, представляющая собой имитационную эклектику национализма, нацизма и русской православной духовности [108; 125; 146, c.26]. Доктрина другой партии – Народная национальная партия (ННП) – есть расовая доктрина. Как представителю любой расовой политической идеологии ННП мало подчеркнуть особенность «русской расы». ННП доказывает, что именно сейчас, в данный момент «наша раса» находится на стадии вымирания. «Геноцид русского народа», кризис семьи, «алкоголизм/наркомания» и прочие проблемные аспекты такого рода ННП, вносит в свой идеологический багаж. Русская расовая теория, в отличие от русского национализма, обращает свой взгляд к дохристианской Руси. Поскольку дохристианская история славянских княжеств носит гипотетический характер, то тут возникает широкое поле для мифологизации, на котором можно построить монументальную конструкцию. В интерпретации ННП отечественная история – это расовая история. Причем до христианизации она была правильной – «языческой», а после – «неправильной», христианской. «Неправильная» она потому, что христианство – иудейская идеология, отравившая «русскую расу». «Неправильная» также потому, что на смену христианству пришёл «марксизм». Таким образом, «Счастливое общество» в понимании лидеров ННП будет выглядеть как цивилизация одной расы, проживающей в небольших населенных пунктах, соединенных посредством новейших коммуникаций быстрой связью с использованием всех технических достижений. Организаторы НСО (Национал-социалистическое общество) в своеобразной декларации о намерениях объясняют, что все другие «национально-патриотические» организации и инициативы России на момент создания НСО нежизнеспособны, во-первых, из-за обращения взглядов в прошлое, а не в будущее. Действительно, идеология националистических организаций, которая ищет источник вдохновения в прошлом, легко подается критике. Их политический идеал, как на ладони. Объединения, которые ничего не говорят о своем видении будущего политического устройства, частью ускользают от критики. Политическая идеология вообще редко имеет дело с фактами, скорее – с объяснениями, выдернутыми из общей канвы, поэтому понять любую идеологию можно, только избавляясь от мифов. И хотя Национал-социалистическое общество утверждает, что «победа за нами», достичь, на наш взгляд, её им будет совсем не просто, потому что разумная часть «русского народа» будет этому препятствовать. Крупной организацией нетрадиционных националистов является Национал-большевистская партия (НБП). Ее создатель, идейный вдохновитель и лидер – известный писатель Эдуард Лимонов. Идеология национал-большевиков (национал-радикалов) – просоветская ориентация на культурный национализм, защиту прав и интересов не только русского населения постсоветской России, но и русской диаспоры на территории бывшего СССР. В частности, участие национал-большевиков в различных протестных мероприятиях, организация и проведение ненасильственных акций по поддержке русских сепаратистов в Прибалтике (Рига), Украине (Крым, Севастополь), Казахстане (Кокчетав) и др. Деятельность Национал-большевистской партии НБП – наиболее яркий радикальный политический проект России постсоветского периода. Граждан крупных городов шокирует агрессивность и хулиганские проявления молодёжных группировок «скинхедов», которые вышеназванные организации рассматривают как «базу роста» своих рядов. В молодежном «настенном творчестве», кроме «традиционных» сюжетов и надписей находят себе место фашистская символика и лозунги. Афганистан, Чечня, «горячие точки», масштабная маргинализация населения в ходе болезненного реформирования общества – дали чрезвычайно нужный для диктатуры экстремистки и террористически ориентированный элемент, горючий материал – скинхед – «человек насилия». По большому счету или как таковы, скинхеды не являются политическим движением. Скинхеды, или «скины» – это течение в молодёжной культуре, важное место в которой занимают нацистская символика, расистская идеология и агрессивная модель поведения. Скинхеды – это не организация, а бандитская группировка, объединенная мировоззрением, атрибутикой, специфическим образом жизни и идеологией. Идеология российских скинхедов – это расизм [91]. Агрессивное, антигуманное, человеконенавистническое поведение – склонность к насилию – доминирующая отличительная черта скинхедов. Объекты своей ненависти скины выбирают по национальному признаку. И в этом смысле скинхеды это фашисты. Собственно говоря, это часть их мировоззрения, это то, что делает их по определению таковыми. По данным исследования социолога Бернара Катла фашистами могут быть названы: – и «уклонисты», образовавшиеся в 1980 году – люди с ироничным и беспечным отношением к жизни, перебивающиеся случайными заработками, в основном горожане до 30 лет; – и «эгоцентристы», появившиеся с 1985 года – их психология – рефлекс самозащиты, расчёт только на свои силы, житейский прагматизм и т.д. [148, с.75–76]. В политике правыми обычно называют направления и идеологии, противоположные левым: правые выступают за естественное неравенство и одобряют существование высших и низших классов. Правая идеология – идеология социального господства, выражающая интересы господствующего политического клана или определенной властвующей группы внутри господствующего класса4. Деятельность правых радикалов в России постсоветской была никем и ничем не ограничена. Правые на всем протяжении «лихих» 90-х годов 20 века фактически не встречались с мерами, связанными с регламентированием и государственным регулированием их деятельности или какого-либо противодействия со стороны органов правоохранения и действующей власти. Последующие за этим годы 21 века показали, что государство способно разрабатывать систему эффективных мер регулирования деятельности праворадикального движения. Направлять эту деятельность в нужном для государства русле. А в случае необходимости включать защитные санкционные механизмы, отсекающие правых радикалов от их участия в выборах или преследовать экстремистских лидеров и членов в судебном порядке. Практика показала и другую сторону проблемы – власть борется с проявлениями экстремизма, используя формальные поводы и с учетом текущей политической конъюнктуры, и только тогда, когда это представляется выгодным действующем у политическому режитму.. Взаимоотношения власти с правыми радикалами это часть общей проблемы государственно-правовых норм постсоветской России, где закон работает в полной мере только тогда, когда это нужно представителям власти, и применяется только к тем, кто чем-то конкретно этой власти не угодил. Так, например, прямое давление на лидеров Национал-большевистской партии в конечном итоге заставило их отреагировать и внести коррективы – следить за тем, что они говорят, и что они делают. Вместе с тем, перманентное давление и прессинг на праворадикальные партии и движения со стороны государства, обусловили упадок и кризис национал-патриотических праворадикальных организаций. В современных условиях кризис праворадикальных организаций обусловлен объективными и субъективными причинами. Объективные причины: социально-идеологический климат в обществе; консолидация общества вокруг действующего президента; российская политическая элита перехватила у правых радикалов лозунги, способные привлечь симпатии населения на свою сторону; отсутствие возможности критиковать действующую власть; власть лишила правых радикалов эффективно использовать рекламу и т.д. Субъективные причины: низкий уровень пропаганды; примитивная идеология; дефицит креативного подхода в решении основных проблем современности; повторение идеологических штампов; отсутствие харизматических лидеров; личные амбиции лидеров; деятельность, которая не соответствуют вызовам времени. Данная ситуация создает дискомфортные условия для существования праворадикальных организаций и лишает их шансов на успех, как минимум, в ближайшей перспективе. Праворадикальные организации все больше теряют опору в обществе. Все вышесказанное, тем не менее, не означает, что праворадикальная проблематика, в частности национализм утрачивает свою актуальность для российского общества. Происходит появление новых проблемных точек. В том числе, так называемая подростковая националистическая активность отныне выражается не в участии в деятельности политических партий, а в уличных избиениях и погромах «врагов», выбираемых по национальному признаку. Уровень ксенофобии и национализма в российском обществе выражается не в электоральной поддержке националистических партий, а в сочувственном отношении к погромщикам и требованиях от властей репрессивных мер против нелегальных мигрантов. Политический анализ понятийно-категорийного аппарата праворадикального движения и его идеологии позволяет нам констатировать о том, что существенной электоральной поддержки и социальной базы рекрутов для пополнения своих рядов праворадикальные формирования не имеют. Это связано как с объективными, так и с субъективными причинами. Между тем, они несут в себе угрозы разрушительной силы, направленные на подрыв целостности базисных и надстроечных основ общества и государства. До сих пор малоизученны вопросы, связанные с возрождением и деятельностью праворадикальных движений в постсоветской России. В связи с чем, возникает необходимость осмысления природы праворадикализма, а также причин его воспроизводящих.
Помощь с написанием академических работ
<< | >>
Источник: Плихун Яна Васильевна. Причины возникновения и деятельность праворадикальных организаций России постсоветского периода. 2015
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме 1.1. Понятие, виды и идеология праворадикального движения:

  1. 1.2. Причины возникновения праворадикальных движений в постсоветской России
  2. 3.1. Пути преодоления распространения идеологии неофашизма в деятельности праворадикальных организаций
  3. 1.3. Методологическая характеристика подходов в оценке сущности праворадикальных движений
  4. Глава 1. Теоретические основания возникновения праворадикального движения
  5. § 5. Проблема соотношения идеи кодификации уголовного права и common law. Формирование идеологии кодификационного движения
  6. § 2. Понятие правовой идеологии, ее связь с правовым порядком.
  7. 2.8 Схема вверху - внизу и её сочетания со схемами самостоятельное ДВИЖЕНИЕ, ОТ - К и ВЫЗВАННОЕ ДВИЖЕНИЕ
  8. 2.6 Схема близко - далеко и её сочетание со схемами САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ, ВЫЗВАННОЕ ДВИЖЕНИЕ, ОТ - К
  9. 2.4 Схема внутри - снаружи и её сочетания со схемами САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ, ВЫЗВАННОЕ ДВИЖЕНИЕ, ОТ - К
  10. § 1. Понятие «государственная служба» и ее виды
  11. § 2. Понятие и виды саморегулирования.
  12. § 1. Понятие и виды аттестации
  13. I.1. Понятие и виды региональных интеграционных образований
  14. Понятие и виды электронной торговли