ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

  • РОДИНА МАРИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА. МИФ И ЕГО ПОЭТИКА В ЦИКЛЕ К.С.ЛЬЮИСА «ХРОНИКИ НАРНИИ»: ПРОБЛЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОЙФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ. 2015

    Специальность100103 литература народов стран зарубежья (литература германской и романскойязыковых семей) Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

  • Мальцев Г.И.. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики. 1989

    Монография посвящена коренным проблемам народной поэзии. Основной акцент сделан на изучении специфики эстетического отношения фольклора к действительности. Автору удалось снять многие привычные, шаблонные подходы к народной лирике, вскрыть глубинную семантику и многомерность фольклорной формулы, в которой сконцентрировано содержание и художественно типизирован социокультурный опыт народа. Предлагаемое исследование принадлежит молодому талантливому ленинградскому ученому, который должен был защитить его в качестве кандидатской диссертации. Судьба, к сожалению, распорядилась иначе: Георгий Иванович Мальцев (11 окт. 1947 г. — 14 авг. 1982 г.) не дожил нескольких месяцев до защиты. Издать книгу побудил не только долг перед памятью друга, но главным образом то обстоятельство, что работа поднимает коренные вопросы народной поэзии и решает многие из них на самом высоком научном уровне. Щедро наделенный способностями, Г. И. Мальцев обладал и завидным трудолюбием, работал всегда вдохновенно, радостно, увлеченно. Закончив итальянское отделение филологического факультета, Георгий Иванович вышел из стен Ленинградского университета с превосходным знанием нескольких европейских языков, широкой эрудицией в области лингвистики, теории и истории литературы, искусствознания. Желание проникнуть в суть народного искусства привело его к необходимости изучения фольклорного мышления, художественного языка устной поэзии. Исследователь обратился к ключевому началу народной эстетики — к формульности,которая, в свою очередь, является одним из выражений канона - универсальной, сквозной категории фольклора. Работа Г. И. Мальцева имеет принципиальное значение и с точки зрения методики исследования фольклорных жанров. Опираясь на известное положение В.Я. Проппа (фольклор есть своеобразное явление, возникшее на определенном этапе развития культуры и типологически отличающееся от привычной нам профессиональной культуры нового времени), автор отказывается от традиционного литературоведческого подхода к поэтике народного творчества, находит те способы и методы анализа, которые позволяют выявить закономерности его эстетики, исходя из специфики самого фольклора. Г. И. Мальцев написал единственную книгу, но она, безусловно, займет видное место в ряду фундаментальных работ по фольклору.