<<
>>

«Логос» в античной философии.

В древнегреческой философии термину «слово» (Aoyog) издревле придавалось широкое значение. Этот термин охватывал одновременно субъективную сторону (понимание, усвоение знания, а также передача понимания или понятия другим, выражение) и объективную сторону (понятие, форма, под которой предмет является доступным для понимания, сам путь усвоения знания).

Для Гераклита высший и наиболее общий Логос во вселенной был также основным критерием истины197. Наибольшую популярность «Логос» приобрел в системе стоиков. Он был признан ими одним из «начал» (адхаС) бытия198, и даже главным образующим началом во Вселенной. Благодаря Логосу весь космос представлял собой общий дом богов и людей199. Это не просто принцип единства основных логических законов мышления — это и принцип разумности, целесообразности самого мироздания. Более того, по словам А.Ф. Лосева, «среди бесчисленных сторон понятия «Логос» наиболее выдается, по-видимому, его творящая, созидающая, организующая сторона»200. Так, в учении Клеанфа он «узаконивает стихийное вещество космоса и превращает его роковую данность во всеобщую целесообразность»201. Цицерон отмечал, что «изначальная общность между человеком и Богом есть общность логоса»202.

195 Bas. Magn. Ер. 52. 3.

196 Greg. Theol. Poem, moral. X. 100 (PG 37, 687).

197 «Этот общий и божественный разум, через участие в котором мы становимся разумными, Гераклит называет критерием истины» (Sext. Adv. math. VII. 131).

198Diog. Laert. VII. 134.

199 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. V. Ранний эллинизм. M.: «Искусство», 1979. с. 117.

200 Там же. С. 121.

201 Там же. С. 178.

Сторонники примата Платона над прочими эллинскими философами уже довольно рано стали перенимать у стоиков, с которыми велиполемику, их терминологию Логоса. Для платоников демиург был «умом» (voug) или «логосом» (Л6уо

<< | >>
Источник: Неганов Владимир Владимирович. Антропология каппадокийской школы. Диссертация кандидата философских наук: 09.00.03, Москва 2006. 2006

Еще по теме «Логос» в античной философии.:

  1. Учение о Христе-Логосе в связи с антропологией.
  2. Античная ирония
  3. 1.3.1. Понимание эпитета в античности и средневековье
  4. 1.1. Розшукова діяльність античних часів
  5. Глава 1. История изучения иронии: от античности до СОВРЕМЕННОСТИ
  6. Философия права
  7. § 1.1.2. Философия Э. Гуссерля
  8. §4. Социология права религиозных философов
  9. Отличие от философии Г. Кельзена
  10. § 4.2. Оксфордская школа философии права
  11. Глава 1. Формирование основ философии права Г.Ф. Шершеневича
  12. § 1. Концептуальные вопросы доказывания и доказательств в философии и юриспруденции
  13. § 3. Влияние чистого учения о праве на теорию и философию права XX века
  14. ГЛАВА IЛИЧНОСТЬ КАК ОСНОВА ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ФИЛОСОФИИ Б.Н. ЧИЧЕРИНА
  15. 4. Мировоззренческое содержание литературы золотоордынской эпохи. а) «Философия любви» в «Хосров-Ширин хикаяты».
  16. САРСЕНОВ АЙДАР МАРАТОВИЧ. Судейское усмотрение в современных правовых системах. Диссертация на соискание академической степени доктора философии (Ph.D). Астана, 2009, 2009
  17. БУКЕНБАЕВ РУСЛАН МУРАТОВИЧ. Международная система защиты прав человека (некоторые актуальные вопросы современного развития). Диссертация на соискание ученой степени доктора философии (Ph.D.). Алматы, 2014, 2014
  18. ИЗБАСАРОВА АЙГУЛЬ. Проблемы правовой охраны окружающей среды от радиационного загрязнения на примере Республики Казахстан, Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Диссертация на соискание ученой степени доктора философии (PhD). Алматы, 2014, 2014