<<

Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера)

1. Экзистенциализм — направление философии, главным пред­метом изучения которого стал человек, его проблемы, трудно­сти, существование в окружающем мире.

Экзистенциализм как направление философии начал зарож­даться еще в середине XX в., а в 20-е — 70-е годы XX в.

приоб­рел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.

2. Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е — 70-е гг. XX в. способствовали следующие причины:

• нравственные, экономические и политические кризисы, охва­тывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;

• бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение от­равляющих веществ в ходе боевых действий и т. д.);

216

• опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);

• усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлаге­ря, трудовые лагеря);

• распространение фашистских и иных тоталитарных режи­мов, полностью подавляющих человеческую личность;

• бессилие человека перед природой и перед техногенным об­ществом.

3. Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:

• уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

• разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

• проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая пол­ностью пренебрегает человеком, подавляет его "Я");

• проблема одиночества, заброшенности человека (человек оди­нок в окружающем мире, у него нет "системы координат", где он чувствовал бы себя нужным);

• проблема бессмысленности жизни;

• проблема внутреннего выбора;

• проблема поиска человеком своего как внутреннего "Я", так и внешнего — места в жизни.

4. Основателем экзистенциализма считается датский философ Сьорен Кьеркегор (1813 - 1855).

Он поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов — сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами по­знания — и почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет конкретного человека с его внутренним миром, пе­реживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не инте­ресующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах?

Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к че­ловеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое "Я".

Философом были выделены понятия:

• неподлинное существование — полная подчиненность челове­ка обществу, "жизнь со всеми", "жизнь как у всех", "плывя по течению", без осознания своего "Я", уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания;

217

• подлинное существование — выход из состояния подавленно­сти обществом, сознательный выбор, нахождения себя, пре­вращение в хозяина своей судьбы.

Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхож­дении к подлинному существованию человек проходит три стадии:

• эстетическую;

• этическую;

• религиозную.

На эстетической стадии жизнь человека определяется внеш­ним миром. Человек "плывет по течению" и стремится только к удовольствию.

На этической стадии человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг.

На религиозной стадии человек глубоко осознает свое при­звание, полностью обретает до такой степени, что внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятстви­ем на пути человека. С этого момента и до конца своих дней человек "несет свой крест" (уподобляясь этим Иисусу Христу), превозмогая все страдания и внешние обстоятельства.

Лучшими представителями экзистенциализма XX в., собст­венно создавшими его, были:

• Карл Ясперс (1883 - 1969);

• Жан-Поль Сартр (1905 - 1980);

• Альбер Камю (1913 - 1960);

• Мартин Хайдеггер (1889 - 1976).

5. Карл Ясперс (1883 - 1969) - немецкий философ - был од­ним из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в XX в. (в книге "Психология мировоззрений", вышедшей в 1919 году — после окончания первой мировой войны).

Согласно Ясперсу человек обычно живет "заброшенной", не имеющей большого смысла жизнью — "как все". При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного "Я". Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперсу, это пограничные ситуации — между жизнью и смертью, особо важные для человека, его даль­нейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и стано­вится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностью — высшим бытием.

Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции — к полному раскрепощению энергии и пони­манию некого высшего абсолюта.

Человек приближается к транцеденции, абсолюту, высвобо­ждает энергию, осознает себя через так называемые "шифры" трансцедентального:

• эротику, секс;

218

• единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой);

• свободу;

• смерть — конечность бытия.

6. Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра (1905 — 1980) — проблема выбора.

Центральным понятием сартровской философии является "для-себя-бытие".

"Для-себя-бытие" - высшая реальность для человека, приори­тетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через "для-другого-бытие" — различные взаимоотношения с дру­гими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отно­шение к нему "другого".

Важнейшим условием жизни человека, ее "стержень", осно­вание активности — свобода.

Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные си­туации, жизненно важные для человека проблемы).

Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав эк­зистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на мно­гие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.

Вся жизнь — цепочка различных "маленьких жизней", отрез­ков разного бытия, связанная особыми "узлами" — экзистенцио­нальными решениями. Например: выбор профессии, выбор суп­руга, выбор места работы, решение изменить профессию, реше­ние принять участие в борьбе, пойти на войну и т. д.

По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотноси­тельна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покон­чить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в лю­бых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внеш­ней реальности, но это тоже выбор).

Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответст­венности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя ("Все, что со мной происходит, — мое").

Единственное, за что человек не может отвечать, — это за свое собственное рождение. Однако во всем остальном он пол­ностью свободен и должен ответственно распоряжаться свобо­дой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.

219

7. Альбер Камю (1913 — 1960) сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни.

Главный тезис философа — жизнь человека в сущности бес­смысленна.

Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостя­ми, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понима­ют, что впереди (куда они изо всех сил идут) — смерть, Ничто. Смертны все — и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека - абсурд (в переводе - не имеющая оснований).

Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни.

• соприкосновение со смертью — при соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее ка­завшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богат­ство — теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;

• соприкосновение с окружающим миром, природой — человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой ("Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что этот мир мой").

В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом сущест­вовании человека.

8. Мартин Хайдеггер (1889 — 1976) занимался разработкой са­мих основ экзистенционалистического понимания предмета и задач философии.

Экзистенция, по Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее.

Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется фи­лософом "бытие в мире"). В свою очередь, "бытие в мире" состоит из:

• "бытия с другими";

• "бытия самого себя".

"Бытие с другими" засасывает человека, направлено на его пол­ную ассимиляцию, обезличивание, превращение в "такого, как все".

"Бытие самого себя" одновременно с "бытием с другими" возможно только при отличии "Я" от других.

Следовательно, человек, желая остаться самим собой, должен противостоять "другим", отстаивать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен.

Отстоять свою идентичность в поглощающем человека окру­жающем мире — главная проблема и забота человека.

220

9. Философия экзистенциализма очень популярна в современ­ной Западной Европе и актуальна для нее.

В настоящее время наблюдается тенденция смешения центра тяжести философских исследований на проблемы человека, его жизни в окружающем мире, поиска самого себя, сохранение уникальности, смысла жизни.

Данная проблематика (жизнь человека, его проблемы) может стать основным вопросом философии в будущем, отодвинув на вто­рой план проблему первичности и отношений материи и сознания. ПРИЛОЖЕНИЕ

Перечень понятий, вызывающих наибольшие трудности при сдаче экзамена

Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.

Философия наряду с религией и мифологией — форма миро­воззрения, особый высший научно-теоретический тип мировоз­зрения, который основан на знании, имеет логичную систему и опирается на четкие понятия и категории.

В своем развитии философия прошла три основных этапа — космоцентризм (обращенность на природу), теоцентризм (обра­щенность на Бога), антропоцентризм (обращенность на человека).

Предмет изучения философии:

• онтология (учение о бытие);

• гносеология (учение о познании);

• человек;

• общество;

• иные вопросы.

Методы философии:

• диалектика — вещи и явления рассматриваются глубоко, разносторонне, в развитии, с учетом изменений, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей;

• метафизика — противоположность диалектики — вещи и явления рассматриваются однозначно, с точки зрения поис­ка абсолютной истины;

• догматизм — вещи и явления рассматриваются через призму раз и навсегда принятых убеждений (догм), недоказуемых и данных свыше;

• эклектика — произвольное сложение разрозненных фактов;

• софистика — выведение с помощью логических трюков лож­ных посылок, которые обосновываются как истинные;

• герменевтика — метод прочтения и истолкования смысла текстов;

• иные методы.

221

Одновременно и направлениями, и методами философии яв­ляются:

• материализм — действительность воспринимается как пер­вичная субстанция;

• идеализм — материя производна от идеи, ее силы;

• эмпиризм — в основе познания лежит опыт;

• рационализм — основу познания составляет исключительно работа разума.

Основной вопрос философии — отношение бытия к сознанию и сознания к бытию — что первично, материя или сознание?

Две основные линии философии - материализм (линия Де­мокрита) - материя первична, идеализм (линия Платона) - соз­нание, идея первичны.

Промежуточные направления: дуализм (линия Декарта) — материя и сознание первичны одновременно и существуют как параллельные состояния мира.

Основные направления китайской философии:

• даосизм - все сущее путь, где все взаимосвязано и взаимоза­висимо (Лао Цзы — Старый Учитель);

• конфуцианство — философия поведения в обществе — сдер­жанность, послушание старшим, осторожность, восприятие мира каким он есть (Конфуций);

• легизм — человек управляет жизнью с помощью устанавли­ваемых им законов, которым необходимо подчиняться (Шан Ян). Основные направления древнеиндийской философии:

• ведизм — поклонение древнему знанию (ведам);

• буддизм - отрешение от внешнего мира, сосредоточение всех помыслов на духовной жизни, достижение абсолютной просвещенности и вечной жизни.

Основные древнегреческие (античные) философы и философ­ские школы:

• Милетская школа ("физики") — изучали сущность космоса и

окружающего мира — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен;

• софисты - выступали на площадях и занимались риторикой, логикой, красноречием;

• пифагорейцы — пытались объяснить окружающий мир через математику и числа (Пифагор);

• атомисты — пытались изучить суть материи - Демокрит;

• Сократическая школа — вели философско-просветительскую деятельность — Сократ, Платон, Аристотель.

Киники — философы, находившие смысл бытия в отрешении от окружающего мира, пренебрежении его ценностями — Дио­ген — "Без общины, без дома, без отечества";

222

Стоики — находили опору в самосовершенствовании и раз­витии духовного мира (Сенека, Марк Аврелий). Крупнейшие теологические философы:

• Августин Блаженный — заложил основы католицизма, обос­новал всемогущество Бога и Церкви;

• Фома Аквинский — доказывал существование Бога (пять до­казательств), первородность идеи перед материей.

Проблема эссенции и экзистенции — все первично было сущ­ностью (эссенцией, идеей, "планом Бога"), впоследствии эссен­ция (сущность) находит выражение в экзистенции (существова­нии, воплощении в действительность), творец — Бог, который творит как сам, так и с помощью человека.

Крупнейшие философы эпохи Возрождения: Лоренцо Вала, Ни­колай Кузанский, Николай Коперник, Галилео Галилей, Томас Мор, Томмазо Кампанелла выступали за освобождение от религи­озных оков, научное знание, радости мирского существования.

Английская философия эмпиризма - Фрэнсис Бэкон — в ос­нове бытия лежит опыт, опыт движет развитием, для накопле­ния опыта создана Вселенная и жизнь.

Философия деизма (Вольтер) - наличие Бога нельзя ни до­казать, ни опровергнуть.

Немецкий классический идеализм: Иммануил Кант -- "Кри­тика чистого разума" — окружающий мир до конца непознаваем. Апостериорное знание достигается путем работы разума, апри­орное существует свыше — то, что познается чувствами и не может быть доказано, "вещь в себе" — глубинная внутренняя сущность вещей и явлений не будет полностью познана нико­гда. Гегель — высшая реальность — абсолютный дух.

Позитивизм — стремление поставить философию на почву твердого научного знания (Огюст Конт).

Закон Мальтуса — народонаселение растет быстрее (в гео­метрической прогрессии), чем возможности Земли его прокор­мить (в арифметической прогрессии). Наступит критический момент, когда ресурсов Земли не хватит на все человечество.

Американская философия прагматизма — Джон Дьюи — фило­софские исследования необходимо направить не на поиски ответов на отвлеченные вопросы, а на совершенствование опыта, чтобы, используя накопленный опыт, совершенствовать общество.

Философия экзистенциализма — изучает проблемы существова­ния человека в обществе, нахождения баланса между жизнью в ок­ружающем социуме и внутренней самодостаточностью (Ясперс, Хайдеггер, Камю).

223

<< |
Источник: Якушев А.В.. Философия (конспект лекций). — М.,2004. — 224 с.. 2004

Еще по теме Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера):

  1. § 1. Концептуальные вопросы доказывания и доказательств в философии и юриспруденции
  2. БУКЕНБАЕВ РУСЛАН МУРАТОВИЧ. Международная система защиты прав человека (некоторые актуальные вопросы современного развития). Диссертация на соискание ученой степени доктора философии (Ph.D.). Алматы, 2014, 2014
  3. Философия права
  4. § 1.1.2. Философия Э. Гуссерля
  5. §4. Социология права религиозных философов
  6. Отличие от философии Г. Кельзена
  7. § 4.2. Оксфордская школа философии права
  8. Шаповалов В.Ф.. Основы философии. От классики к современности: Учеб. пособие для вузов. — М.,1999.— 576 с., 1999
  9. «Логос» в античной философии.
  10. Якушев А.В.. Философия (конспект лекций). — М.,2004. — 224 с., 2004
  11. Глава 1. Формирование основ философии права Г.Ф. Шершеневича
  12. § 3. Влияние чистого учения о праве на теорию и философию права XX века
  13. ГЛАВА IЛИЧНОСТЬ КАК ОСНОВА ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ФИЛОСОФИИ Б.Н. ЧИЧЕРИНА
  14. 4. Мировоззренческое содержание литературы золотоордынской эпохи. а) «Философия любви» в «Хосров-Ширин хикаяты».
  15. Рогалла фон Биберштайн Й.. Миф о заговоре. Философы, масоны, евреи, либералы и социалисты в роли заговорщиков / Пер. с нем. М. Ю. Некрасова. — СПб.,2010. — 400 с., 2010
  16. САРСЕНОВ АЙДАР МАРАТОВИЧ. Судейское усмотрение в современных правовых системах. Диссертация на соискание академической степени доктора философии (Ph.D). Астана, 2009, 2009
  17. ИЗБАСАРОВА АЙГУЛЬ. Проблемы правовой охраны окружающей среды от радиационного загрязнения на примере Республики Казахстан, Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Диссертация на соискание ученой степени доктора философии (PhD). Алматы, 2014, 2014
  18. Комитеты по юридическим вопросам