<<
>>

Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов

1. Вульгарный (от французского — простой, примитивный, обычный) материализм — направление в философии, получив­шее широкое распространение в XIX веке.

Сторонники вульгарного материализма:

• полностью отрицали дух (идею) как реальность;

• единственной реальностью считали материю;

• отрицали за сознанием качество идеальности, пытались объ­яснить сознание как химический процесс;

• были атеистами;

• в своих исследованиях опирались на достижения естествен­ных наук (закон сохранения энергии, закон сохранения ма­терии, социальный дарвинизм и др.);

• придерживались идеи географического детерминизма (влияние географии, климата на человека и иные процессы бытия);

• отвергали диалектику;

• всему стремились дать однозначное объяснение, исключающее двойственность и противоречия (по принципу "черное — белое");

• значительно упрощали положения традиционного материализма.

2. Представителями вульгарного материализма были Бюхнер, Фохт, Молешотт.

Людвиг Бюхнер (1824 — 1899) — философ, вульгарный мате­риалист, врач-естествоиспытатель по основной профессии. На­писал книги: "Природа и наука", "Психическая жизнь животных", "Дарвинизм и социализм".

В своей философии Бюхнер:

• обосновывал несостоятельность идеалистических философ­ских концепций;

• лучшим и наиболее истинным философским учением считал философию Людвига Фейербаха;

• был последователем "социал-дарвинизма" — механически переносил законы жизни и взаимоотношений животных на жизнь людей и общества.

Яков Молешотт (1822 - 1893) выдвинул теорию, согласно которой мышление есть физиологический процесс.

126

Карл Фохт (1817 - 1895) - философ, вульгарный материа­лист, врач-естествоиспытатель по профессии:

• критиковал библейское учение о происхождении человека;

• считал человека близким родственником обезьяны;

• враждебно относился к идее социализма, поскольку, по его мнению, она не соответствует естественной природе человека;

• считал мышление и сознание физиологическо-химическим процессом — "мозг выделяет мысль, как печень желчь".

<< | >>
Источник: Якушев А.В.. Философия (конспект лекций). — М.,2004. — 224 с.. 2004

Еще по теме Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов:

  1. § 1. Концептуальные вопросы доказывания и доказательств в философии и юриспруденции
  2. БУКЕНБАЕВ РУСЛАН МУРАТОВИЧ. Международная система защиты прав человека (некоторые актуальные вопросы современного развития). Диссертация на соискание ученой степени доктора философии (Ph.D.). Алматы, 2014, 2014
  3. Философия права
  4. § 1.1.2. Философия Э. Гуссерля
  5. §4. Социология права религиозных философов
  6. Отличие от философии Г. Кельзена
  7. § 4.2. Оксфордская школа философии права
  8. Шаповалов В.Ф.. Основы философии. От классики к современности: Учеб. пособие для вузов. — М.,1999.— 576 с., 1999
  9. «Логос» в античной философии.
  10. Якушев А.В.. Философия (конспект лекций). — М.,2004. — 224 с., 2004
  11. Глава 1. Формирование основ философии права Г.Ф. Шершеневича
  12. § 3. Влияние чистого учения о праве на теорию и философию права XX века
  13. ГЛАВА IЛИЧНОСТЬ КАК ОСНОВА ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ФИЛОСОФИИ Б.Н. ЧИЧЕРИНА
  14. 4. Мировоззренческое содержание литературы золотоордынской эпохи. а) «Философия любви» в «Хосров-Ширин хикаяты».
  15. Рогалла фон Биберштайн Й.. Миф о заговоре. Философы, масоны, евреи, либералы и социалисты в роли заговорщиков / Пер. с нем. М. Ю. Некрасова. — СПб.,2010. — 400 с., 2010
  16. САРСЕНОВ АЙДАР МАРАТОВИЧ. Судейское усмотрение в современных правовых системах. Диссертация на соискание академической степени доктора философии (Ph.D). Астана, 2009, 2009
  17. ИЗБАСАРОВА АЙГУЛЬ. Проблемы правовой охраны окружающей среды от радиационного загрязнения на примере Республики Казахстан, Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Диссертация на соискание ученой степени доктора философии (PhD). Алматы, 2014, 2014
  18. § 2. К вопросу о так называемых причинах преступления