<<
>>

Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи

1. Немецкая философия XIX в. — уникальное явление мировой философии.

Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:

• глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человече­ство, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;

103

• совместить в себе почти все известные в тот период фило­софские направления — от субъективного идеализма до вуль­гарного материализма и иррационализма;

• открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в "золотой фонд" мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).

2. В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:

• немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);

• материализм (середина и вторая половина XIX в.);

• иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), "филосо­фия жизни".

3. Немецкая классическая философия получила особое распро­странение в конце XVIII - первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких фило­софов того времени:

• Иммануила Канта (1724 - 1804);

• Иоганна Фихте (1762 - 1814);

• Фридриха Шеллинга (1775 - 1854);

• Георга Гегеля (1770 - 1831);

• Людвига Фейербаха (1804 - 1872).

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

• объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);

• субъективный идеализм (Фихте);

• материализм (Фейербах).

Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:

• повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию челове­ческой сущности;

• особое внимание уделила проблеме развития;

• значительно обогатила логико-теоретический аппарат фило­софии;

• взглянула на историю как целостный процесс.

4. Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 — 1804).

Иммануил Кант:

• дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу есте­ственных причин на основе законов Ньютона — из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;

104

• выдвинул теорию о наличии границ познавательной способ­ности человека и невозможности познать внутреннюю сущ­ность вещей и явлений окружающего ("вещей в себе");

• выдвинул учение о категориях — основополагающих, пре­дельно общих понятиях, которыми оперирует философия;

• сформулировал моральный закон ("категорический императив");

• выдвинул идею о "вечном мире" в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете. Георг Гегель (1770 — 1831) отождествил бытие и мышление,

выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального ми­ра, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма, распространенную в ряде стран Запада.

Исключительная заслуга Гегеля перед философией - разра­ботка диалектики — учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.

Иоганн Фихте (1762 —.1814), наоборот, внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно кото­рой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая "Я-концепция").

Фридрих Шеллинг (1775 - 1854) глубоко обосновал понима­ние природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.

Людвиг Фейербах (1804 — 1872) был представителем мате­риалистического направления в немецкой классической фило­софии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал от­сутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перене­сением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов.

5. Другим направлением немецкой философии XIX в. наряду с немецкой классической философией был материализм, полу­чивший широкое распространение во второй половине XIX в.

Немецкий материализм XIX в. представлен главным образом:

• философией Людвига Фейербаха;

• марксистской философией;

• творчеством вульгарных материалистов.

Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фей­ербаха причисляется как к немецкой классической философии, так и к материализму. Это справедливо, так как философия Фей­ербаха завершила немецкую классическую философию и зало-

105

жила основы немецкого материализма XIX в., явилась водораз­делом между ними.

6. Классический материализм XIX в. представлен марксизмом, комплексным учением, в состав которого входили:

• марксистская философия;

• политэкономия (экономическое учение);

• научный коммунизм (социально-политическая теория). Основателями марксизма были немецкие ученые и филосо­фы Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895).

Марксистская философия:

• выдвинула последовательно-материалистическую картину мира;

• показала роль экономики, производства для материального и общественного бытия;

• осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма);

• рассматривала историю как целенаправленный и закономер­ный процесс (исторический материализм);

• дала подробную картину возникновения человека, общества, государства;

• выступала с атеистических позиций.

7. Разновидностью немецкого материализма XIX в. был вуль­гарный материализм. Вульгарные материалисты — Фохт, Бюхнер, Молешотт — смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии). В частности, они:

• механически переносили законы природы (поведение, орга­низацию жизни животных, естественный отбор, борьбу за существование) на человеческое общество (социальный дар­винизм); отрицали идеальное, идеальность сознания;

• рассматривали деятельность сознания как физиологический процесс ("мозг выделяет мысль, как печень — желчь").

8. Во второй половине XIX в. особое распространение в Гер­мании получили идеи иррационализма.

Иррационализм — направление в философии, отрицавшее объ­ективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей.

Основоположником иррационализма считается Артур Шо­пенгауэр (1788 - 1860).

В целом философия Шопенгауэра наполнена пессимистиче­ским духом, неверием в возможности человека влиять на окру­жающий мир и собственную жизнь.

106

Близкой к иррационализму является "философия жизни", ко­торая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия — бы­тие, идея, материя и т. д., а бытие человека в мире — то есть жизнь, единственную реальность для человека.

Одним из основоположников "философии жизни" являлся Фридрих Ницше (1844 — 1900). В частности, им были выдвинуты идеи о возможности человека полностью влиять на свою судьбу, движущих силах человеческого поведения ("воля к жизни", "воля к власти" — экспансия своего "Я"), иллюзорности, неактуально­сти Бога ("Бог умер").

В будущем "философия жизни" легла в основу популярных современных философских направлений — прагматизма и экзи­стенциализма.

<< | >>
Источник: Якушев А.В.. Философия (конспект лекций). — М.,2004. — 224 с.. 2004

Еще по теме Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи:

  1. § 1. Концептуальные вопросы доказывания и доказательств в философии и юриспруденции
  2. ГЛАВА IЛИЧНОСТЬ КАК ОСНОВА ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ФИЛОСОФИИ Б.Н. ЧИЧЕРИНА
  3. БУКЕНБАЕВ РУСЛАН МУРАТОВИЧ. Международная система защиты прав человека (некоторые актуальные вопросы современного развития). Диссертация на соискание ученой степени доктора философии (Ph.D.). Алматы, 2014, 2014
  4. Философия права
  5. § 1.1.2. Философия Э. Гуссерля
  6. §4. Социология права религиозных философов
  7. § 4.2. Оксфордская школа философии права
  8. Отличие от философии Г. Кельзена
  9. Шаповалов В.Ф.. Основы философии. От классики к современности: Учеб. пособие для вузов. — М.,1999.— 576 с., 1999
  10. «Логос» в античной философии.
  11. Якушев А.В.. Философия (конспект лекций). — М.,2004. — 224 с., 2004
  12. Глава 1. Формирование основ философии права Г.Ф. Шершеневича
  13. § 3. Влияние чистого учения о праве на теорию и философию права XX века
  14. Рогалла фон Биберштайн Й.. Миф о заговоре. Философы, масоны, евреи, либералы и социалисты в роли заговорщиков / Пер. с нем. М. Ю. Некрасова. — СПб.,2010. — 400 с., 2010
  15. 4. Мировоззренческое содержание литературы золотоордынской эпохи. а) «Философия любви» в «Хосров-Ширин хикаяты».