<<
>>

Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии

1. Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:

• VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;

• III — XIX вв.

н. э. — проникновение в Китай из Индии буд­дизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философ­ские школы;

• ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской фи­лософии достижениями европейской и мировой философии.

2, Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:

• даосизм;

• конфуцианство;

• легизм.

Меньшее распространение получили:

• моизм;

• натурфилософия;

• номинализм.

После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли:

• чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возник­ший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем;

16

• неодаосизм;

• неоконфуцианство.

В ХХ в. национальная китайская философия обогатилась дос­тижениями мировой философской мысли, в частности идеями:

• христианской религии;

• марксизма;

• ведущих европейских философов;

• американской философии прагматизма.

3. Для китайского видения мира и окружающей действительно­сти (что нашло отражение в китайской философии) характерно:

• восприятие своей страны — Китая — как центра существую­щего мира;

• понимание отдельных событий, истории в целом как цикли­ческого процесса;

• осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;

• восприятие человека, природы и космоса как единого целого;

• консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь пе­ремен;

• невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;

• осознание беспомощности отдельного человека в борьбе про­тив природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); при­оритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригаци­онное земледелие и др.); отсюда — уважение и трепет перед организующей силой — государством;

• восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (им­ператора) высшей объединяющей силой государства, а госу­дарства — объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;

• конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;

• понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремле­ние максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правиль­ного образа жизни и правильного отношения к окружающей -действительности);

17

• восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;

• уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов

("шэнов").

<< | >>
Источник: Якушев А.В.. Философия (конспект лекций). — М.,2004. — 224 с.. 2004

Еще по теме Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии:

  1. 3. ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ПРАВА ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
  2. § 1. Характерные черты времени отдыха и виды времени отдыха
  3. § 1. Концептуальные вопросы доказывания и доказательств в философии и юриспруденции
  4. § 1.3. Характерные признаки негосударственных организаций, их понятие
  5. БУКЕНБАЕВ РУСЛАН МУРАТОВИЧ. Международная система защиты прав человека (некоторые актуальные вопросы современного развития). Диссертация на соискание ученой степени доктора философии (Ph.D.). Алматы, 2014, 2014
  6. § 4. Понятие и основные черты приговора в уголовном процессе некоторых зарубежных стран
  7. § 3. Общее и особенное в теоретических подходах к вопросам признания, обеспечения и защиты экологических прав граждан и их законодательном отражении в государствах - членах Европейского Союза и Российской Федерации
  8. 1. Китайская Народная Республика (КНР).
  9. Общее понятие статуса, его история и цели использования в праве, социологии и здравоохранении
  10. 1.3. Нормативно-правовые акты и другие официальные документы Китайской Народной Республики
  11. 2.1. К вопросу об общем понятии права.
  12. §1. «Вопросы терминологического обозначения как базового элемента понятия ТНК»
  13. 2.2 Понятие завещания и вопросы совершенствования его формы
  14. ГЛАВА I. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОНЯТИЯ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА
  15. характерные для банка основные бизнес-процессы
  16. Философия права
  17. Глава 1. Характерные особенности и проблемы развития рынка труда в современных условиях
  18. § 1. Характерные особенности становления нормативных и институциональных основ деятельности Всемирной торговой организации
  19. § 1.1.2. Философия Э. Гуссерля
  20. § 4.2. Оксфордская школа философии права