<<
>>

Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии

1. Несмотря на то что человек в Китае отождествляется с при­родой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии.

Согласно китайской философской традиции человек являет­ся сгустком трех видов космической энергии:

• цзин;

• ци;

• шэнь.

Цзин — энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя"

живого организма.

Выделяются два вида данной психофизической энергии:

• "семя Прежнего Неба" — то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные;

• "семя Последующего Неба" — то, что человек накапливает в течение жизни.

Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией.

Ци — материально-духовная энергия, которая служит "строи­тельным материалом" всего сущего (в отличие от цзин — энер­гии зарождения).

Энергия ци подразделяется на:

• вещественную ци, благодаря которой вещи и живые орга­низмы приобретают материальную форму;

• духовную ци - душу человека и других живых существ. Духовная ци - основа жизни человека. Удачливый, физически и

морально здоровый человек обладает "светлой", "чистой" ци. Боль­ной, слабый, неудачливый — "тяжелой", "загрязненной", "темной" ци.

Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью — освобождение ци от всего лишнего, очищение души.

Шэнь — неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).

18

Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения — цзин; энергии материального и духовного существования — ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти, — шэнь) китайская философия выделяет два вица сексуальной энергии:

• ян — мужская сексуальная энергия;

• инь — женская сексуальная энергия.

Отсюда все сущее делится на два противоположных начала -мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь — Луну, Землю, равнины, ночь, влагу).

В основе существования живой и неживой природы, всей ок­ружающей действительности лежит "Тай-цзи" - единство, борь­ба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.

Восприятие китайской философией человека имеет ряд осо­бенностей. В отличие от западной философской традиции ки­тайская философия:

• не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущ­ность человека не путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа (поэтому правильнее гово­рить не о понятии человека в китайской философии, а об образах-понятиях как человека, так и иных явлений);

• начинает отсчет человеческой жизни не с момента рожде­ния, а с момента зачатия;

• не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти, то есть человек (его дух, обла­дающий некоторой телесностью — "шэн") остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми — нуждается в питании, заботе, сохраняет прежнюю должность, может быть повышен, награжден, снят с должно­сти, наказан — в зависимости от поведения его потомков;

• выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т. д.), а сердце;

• воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и ос­тальными живыми существами, не приветствует индивидуа­лизм и противопоставление отдельной личности другим чле­нам общества;

• призывает ценить земной отрезок жизни, максимально про­длить его продолжительность.

19

Главными условиями долголетия в Китае считаются:

• поддержание в чистом состоянии духовной психофизической энергии ци, что включает освобождение от ненужных пере­живаний, отказ от вредных и злых помыслов, правильное отношение к окружающей действительности, уважение к ок­ружающим и старшим, сдержанный оптимизм, правильное расположение жилища и мебели внутри его, избегание об­щения с людьми, обладающими "грязной", нездоровой ци, общение с людьми, имеющими чистую, здоровую ци;

• работа над своим телом и душой — "син чун" — окультурива­ние себя;

• работа над судьбой, принесение пользы обществу — "мин чун";

• соблюдение общественных порядков;

• употребление лекарств и целебных трав, правильное питание;

• проживание в Китае, соединение с китайской культурой, подпитка духовной энергией Китая.

2. Древнекитайская культура дает философски-мифологическое объяснение происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя ряд последовательных этапов:

• великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо;

• зарождение в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка всего сущего — гиганта Пань-Гу;

• выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели;

• образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля);

• 18000-летнее стояние гиганта Пань-Гу между Небом и Зем­лей, в результате которого Небо и Земля закрепились на своих местах;

• смерть Пань-Гу, создание всего сущего из его тела: Солнца и Луны - из глаз, грома - из голоса, ветра - из выдоха, рек -из крови, дорог — из жил, камней и полезных ископаемых — из костей, зубов и т. д.;

• возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в результате любви фантастических перво­предков Фуси и Нюйвы — людей-драконов.

Старинное философское произведение "И-Цзин" объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов — земли, дерева, ме­талла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте.

Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения мира, природы и человека, образы-понятия человека, явлений окружающей жизни, создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая — даосизма, конфуцианства, легизма.

20

<< | >>
Источник: Якушев А.В.. Философия (конспект лекций). — М.,2004. — 224 с.. 2004

Еще по теме Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии:

  1. БУКЕНБАЕВ РУСЛАН МУРАТОВИЧ. Международная система защиты прав человека (некоторые актуальные вопросы современного развития). Диссертация на соискание ученой степени доктора философии (Ph.D.). Алматы, 2014, 2014
  2. ИЗБАСАРОВА АЙГУЛЬ. Проблемы правовой охраны окружающей среды от радиационного загрязнения на примере Республики Казахстан, Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Диссертация на соискание ученой степени доктора философии (PhD). Алматы, 2014, 2014
  3. 1. Проблема понимания прав человека (к вопросу об универсальности прав человека)
  4. § 1. Концептуальные вопросы доказывания и доказательств в философии и юриспруденции
  5. § 2. Взаимодействие ООН и ОАЕ в вопросах поддержания мира и безопасности на региональном уровне
  6. 1. Китайская Народная Республика (КНР).
  7. § 1.1. К истории вопроса о возникновении и развитии экономической субординации юридических лиц
  8. Экологические права граждан в проекте Принципов «Права человека и окружающая среда»
  9. 4.2.6. «Человек» как член оппозиции художественного мира в идиости- ле Игоря Северянина реализуется субъективным отношением поэта к ключе- вым понятиям жизнь - смерть, поэт — поэзия, мечта — быт
  10. §3. Роль оценки воздействия на окружающую среду и государственных экспертиз в предупреждении загрязнения окружающей среды предприятиями нефтегазового комплекса
  11. §2. Вопросы непосредственного применения государствами международных норм о правах человека.
  12. 1.3. Нормативно-правовые акты и другие официальные документы Китайской Народной Республики
  13. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРИРОДОРЕСУРСНОГО ПРАВА КАК ПОДОТРАСЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ