ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из проблем юриспруденции, представляющих научно-практический интерес, но не исследованных в должной мере, является участие сторон и их представителей в судебно-экспертной деятельности.
В современных условиях развития демократических тенденций и совершенствования различных видов судопроизводства, результатом чего стало расширение прав адвоката, без преувеличения можно сказать, что адвокат является достаточно значимой фигурой, деятельность которой способствует более эффективному использованию специальных знаний в процессе доказывания. При этом важное место занимает рассмотрение научно обоснованных подходов к решению данной задачи и выработка практических рекомендаций по реализации прав, предоставленных сторонам действующим законодательством.Разработка наиболее эффективных приемов, методов и направлений использования специальных знаний сторонами и их представителями в судопроизводстве имеет большое научно-практическое значение и непременно будет способствовать обеспечению гарантированных прав и свобод граждан. Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования процессуального законодательства, законодательства о судебной экспертизе и об адвокатуре в части участия сторон и их представителей в судопроизводстве.
Результаты проведенного диссертационного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. В состязательной модели судопроизводства в диссертации выделены функции, осуществляемые судебным экспертом и специалистом, которые существенно отличаются от основных функций участников процесса. Разграничена сущность заключения эксперта, заключения специалиста, показания специалиста, письменной консультации специалиста, письменного пояснения специалиста в судопроизводстве, предложена авторская позиция относительно основания, порядка и тактики их использования сторонами и их представителями в судопроизводстве. Обоснована необходимость разграничения компетенции специалиста и судебного эксперта, дана отрицательная оценка правоприменительной практики, связанной со смешением вышеуказанных понятий участниками гражданского, арбитражного, уголовного процесса.
2. Имеются существенные противоречия между провозглашенными
Конституцией Российской Федерации и процессуальным законодательством состязательной форме судопроизводства, равноправием сторон и
правоприменительной практикой в части использования специальных знаний сторонами и их представителями. Особую озабоченность вызывают изменения уголовно-процессуального закона, предусматривающие назначение и
производство судебной экспертизы до возбуждения уголовного дела, которые не позволяют реализовать принцип состязательности и равноправия сторон. По отношению к назначению и производству судебной экспертизы у стороны защиты, подозреваемого и его законного представителя имеются лишь отдельные элементы состязательности.
3. В результате изучения следственной, судебной и экспертной практики в диссертационном исследовании уделено большое внимание анализу использования в доказывании участниками судопроизводства, прежде всего сторонами и их представителями, различных доказательств, основанных на проведении исследований не в процессуальной форме. Выявлены случаи использования рецензий на заключения эксперта, приобщенных судом в качестве иных документов к совокупности доказательств при вынесении итоговых решений по делу.
4. Поддерживается точка зрения о невозможности при подготовке заключения специалиста осуществлять проведение экспертных исследований. Рецензию на заключение эксперта предлагается ограничить выявлением экспертных ошибок или отклонений от традиционных методических подходов, применяемых к аналогичным объектам исследований. Подчеркивается недопустимость при рецензировании заключений эксперта оценивать компетентность последнего, личные качества, подвергать сомнению его независимость, указывать на возможную коррупционную составляющую при назначении и производстве рецензируемого заключения эксперта, давать правовую оценку, включая вывод о признании рецензируемого заключения недопустимым доказательством.
5. Обоснована недопустимость какого-либо воздействия сторон и их представителей на судебного эксперта и специалиста, которые при отстаивании своих интересов использовании специальных знаний в процессуальной форме должны соблюдать принцип независимости.
6. Выявлена необходимость совершенствования регламентации заявления ходатайств сторон и их представителей в отношении назначения и проведения судебной экспертизы. При этом в практике гражданского, арбитражного, уголовного процесса необходимо стремится к исключению формального и одностороннего подхода со стороны лиц, имеющих право назначать судебную экспертизу, в отношении реализации ходатайств, заявленных сторонами и их представителями в целях использования специальных знаний.
7. Обоснована необходимость привлечения сторонами представителей, обладающих не только юридическими, но и судебно-экспертными знаниями. Для увеличения числа представителей, обладающих специальными знаниями, достаточными для активного участия на этапах назначения, производства судебной экспертизы, оценки заключения эксперта предлагается организация в образовательных учреждениях, выпускающих специалистов по направлению «Судебная экспертиза», процесса получения дополнительного профессионального образования в форме переподготовки по дополнительной профессиональной программе «Представитель стороны - сведущее лицо в области судебноэкспертной деятельности».
8. Среди предложений по расширению возможностей участия сторон и их представителей на стадии проведения экспертного осмотра объектов исследования по месту их нахождения или хранения следует выделить: обязательное заявление ходатайства о непосредственном участии при его проведении; рекомендуемое заявление ходатайства о присутствии специалиста, кандидатура которого предлагается стороной или ее представителем; заявление ходатайства об отборе конкретных объектов судебной экспертизы и (или) образцов для сравнительного исследования; дача разъяснений, связанные с производством судебной экспертизы для последующего занесения в заключение эксперта.
9. Современная организация судебно-экспертной деятельности в условиях в целом соответствует состязательным принципам, установленным УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ. Такой вывод следует из возможности альтернативного выбора участниками судопроизводства судебно-экспертных учреждений (организаций), выполняющих одинаковые роды (виды) экспертиз, а также привлечения к производству судебной экспертизы конкретного эксперта.
Данная альтернатива приобретает особую значимость при проведении повторных экспертиз.10. В штате ряда негосударственных судебно-экспертных организаций, занимающихся производством судебных экспертиз по уголовным, гражданским и арбитражным делам имеются компетентные лица, обладающие специальными знаниями. К ним прежде всего относятся бывшие работники государственных судебно-экспертных учреждений. Однако актуальными и не решенными до сих пор остаются неразрешенными многие проблемы, связанные с реализацией единого научно-методического подхода к проведению судебно-экспертных исследований в государственных и негосударственных судебно-экспертных организациях, отсутствия единых требований к подтверждению компетентности работников судебно-экспертных организаций независимо от их организационноправовых форм.
11. Решение указанных проблем в сфере деятельности судебно-экспертных организаций представляется целесообразным через принятие федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», проект которого находится в Государственной Думе на стадии подготовки к рассмотрению во втором чтении. Принятие данного закона будет способствовать активизации и повышении роли использования специальных знаний сторонами и их представителями в современном судопроизводстве.
12. Возрастание роли использования специальных знаний сторонами и их представителями в условия состязательности обусловлено необходимостью обеспечения прав и законных интересов участников уголовного, гражданского, арбитражного процесса, выполнением требований к объективизации процесса доказывания, повышением научно-методического уровня подготовки заключений эксперта, заключений и письменных консультаций специалиста.
13. В ходе диссертационного исследования изучены возможности привлечения адвокатом специалиста, предусмотренные уголовнопроцессуальным законодательством Российской Федерации и Республики Казахстан. Практику подготовки заключения специалиста, в котором в соответствии со ст. 117 УПК РК должны быть представлены содержание и результаты исследований с указанием примененных методик, а также оценка полученных результатов, считаем некорректной и непригодной для применения в российском судопроизводстве. В заключении специалиста, по нашему мнению, должны быть представлены лишь разъяснения сведущего лица по вопросам, не требующим проведения исследования.
14. Предложенные изменения уголовно-процессуального, гражданского процессуального, арбитражного процессуального законов, прежде всего, направлены на повышении роли сторон и их представителей в доказывании с использованием специальных знаний, на наш взгляд, будут способствовать расширению возможностей использования специальных знаний участниками судопроизводства в условиях провозглашенного Конституцией Российской Федерации принципа состязательности и равноправия сторон, а также повышению частоты и качества использования заключений специалиста в уголовном процессе и письменных консультаций специалиста в гражданском и арбитражном процессах.
15. Итоги выполненного исследования подтвердили актуальность выбранной темы и, на наш взгляд, представляют интерес для юридической науки, на современном ее этапе и будут полезны для правоприменительной практики.
Еще по теме ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
- § 3. Заключение эксперта и заключение специалиста: соотношение и роль в судебном доказывании
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Заключение
- Заключение
- Заключение
- § 1. Форма и содержание обвинительного заключения
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
- § 3. Порядок заключения и форма внешнеторгового контракта
- Заключение
- Заключение
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Заключение
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
- Заключение