ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертационной работе проводилось исследование роли интуиции и рефлексии в понимании. В ходе исследования были получены следующие выводы и результаты:
1. Интуиция, рефлексия и понимание - это познавательные акты, на которые начали обращать внимание ещё философы античности.
На протяжении истории философы уточняют понятия и границы применимости этих актов, что позволяет проанализировать их взаимообусловленность в области познания.2. На основе проведенного анализа можно заметить реальность априорной интуиции, функция которой заключается в познании идеи Единого. Для начала понимания эта идея необходима. При этом условием понимания бытия может быть только изначальная интуиция собственного существования. Интуиция и понимание на этом этапе тождественны.
3. Реальность другого типа интуиции - апостериорной - заключается в интенции на слитый в одно целое образ субъекта с объектом. Этот акт репрезентирует созерцание связей между разобщенными ранее идеями. Как метод интуиция дает результаты, которые после проверки поддаются рационализации.
4. Интуиция связывает субъект с объектом в сверхчувственном акте их тождества в одно целое. Такая связь носит моментальный характер. При этом роль интуиции в понимании заключается в схватывании целого в образнопонятийных и языковых компетенциях, то есть зависит от степени владения знаниями.
5. В языке истина проявляется в договоренностях, поскольку договаривающиеся о смысловом употреблении терминов корректируют ошибки предрассудков и убеждений. Таким конвенциям способствует рефлексия о
словах языка. Рефлексируя, философы осуществляют интерпретацию, таким образом, рефлексия способствует пониманию. Роль рефлексии в понимании состоит в подтверждении и коррекции связей между субъектом и объектом и другими субъектами. При этом для самопознания и развития необходимы интерсубъективные взаимоотношения, умение корректировать собственные убеждения и оценивать себя с позиции Другого.
6. Рефлексия осуществляется при условии противоположения субъекта и объекта и характеризуется различительной и сравнительной функцией частей этой оппозиции между собой. Метод рефлексии отрицает в гегелевском смысле интуицию, поскольку противоположен функции интуитивного схватывания целого в акте тождества субъекта и объекта. Понимание, снимая в гегелевском смысле противоречия между интуицией как тезисом и рефлексией как антитезисом, задействует акты тождества, различия и сравнения субъекта и объекта в процессе связывания целого и частей. Отмечено, что в механическом, искусственном конструкте часть будет первичнее целого, а в органичном образовании целое первичнее части. Поскольку понимание подразумевает переход от частей к целому и наоборот, очевидно, что оно участвует в синтезе искусственного и органичного. Так, В.В. Розанов писал о понимании как о форме, соединяющей объекты мира и познание их духом.
7. Абсолютное понимание - это синтез всех связей между Единым, целым и частями. Частями выступают субъекты и объекты, целым их тождество. При этом целое познается интуитивно, частное многообразие рефлексивно. Понимание связывает чувственные образы и мыслительные понятия. При этом связываются имеющиеся в памяти с новыми образами и понятиями, синтезируя их в новое знание.
8. Онтологическое понимание связывает Единое со многим посредством речи и языка. Речь и язык - это условия гносеологического понимания. Посредством языка в рефлексии образы оформляются в понятия. Целостность интуиции,
рефлексии и понимания проявляется как сознание. Такая модель сознания репрезентирована в феноменологии Э. Гуссерля, где в качестве понимания выступает понятие горизонта, выражающее совокупность актуальных и потенциальных переживаний и мыслей. Понятие горизонта есть и в герменевтике. Это позволяет допустить определение понимания как совокупность потенциальных и актуальных (возможных и действительных) связей образов и понятий.
9. Интуиция и рефлексия как познавательные формы суть имманентные дериваты (в хайдеггеровском смысле) онтологического понимания и являются формами, структурными составляющими понимания.
При этом в понимании выявлены множество форм понимания, такие как слово, знак, фраза, текст, мировоззрение и другие семантические, лингвистические и культурологические категории.10. Формы понимания связывают чувства и мысли. Можно выделить рефлексивные формы понимания, такова интерпретация. Такие как схватывание, вчувствование - интуитивны. Понимание - это связь разнообразных его форм, которые состоят в отношениях друг с другом как часть и целое.
11. Необходимым для понимания условием является принцип герменевтического круга, согласно которому подразумевается переход от частей к целому и от целого к частям. Следуя этому правилу, в понимании всегда осуществляется открытие нового, поэтому в процессах изобретения исследователи всегда применяют этот принцип в теоретических и прикладных задачах.
12. Понимание - это установление взаимосвязей между интуитивными убеждениями, переживаниями и рефлексивно апробированными опытными действиями. Проведенный анализ дает основание утверждать, что в акте понимания множество его форм как части и целое связываются в другую форму
как целое, которое само в свою очередь является частью иной формы целого. При этом каждая предстоящая форма понимания в герменевтическом круге является необходимой, но не достаточной для последующей.
В качестве дальнейших перспектив настоящего исследования можно выделить ряд направлений философских и научных поисков. Остается актуальной и существенной задача онтологического фундирования понятий интуиции, рефлексии и понимания. Основываясь на мысли М. Хайдеггера о том, что понимание является не только гносеологическим концептом, но и, с онтологической точки зрения, способом бытия человека, следует поставить вопрос об онтологических возможностях актов интуиции и рефлексии. Как следствие такой философской интерпретации, открываются новые возможности трактовки интуиции, рефлексии и понимания как в социо-гуманитарном познании, так и в цикле естественнонаучных дисциплин.
Еще по теме ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
- § 3. Заключение эксперта и заключение специалиста: соотношение и роль в судебном доказывании
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Заключение
- Заключение
- Заключение
- § 1. Форма и содержание обвинительного заключения
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
- § 3. Порядок заключения и форма внешнеторгового контракта
- Заключение
- Заключение